Надежды свободных агентов: McKinsey о фрилансерах и об их будущем

Надежды свободных агентов: McKinsey о фрилансерах и об их будущем

Исследование McKinsey Global Institute о том, как сотни миллионов людей избавляются от корпоративного гнета — и приобретают новые проблемы

Будущее
Иллюстрация: tweakyourbiz.com

Работать с девяти до пяти, причем на одного и того же работодателя? Для многих это уже прошлое. Миллионы людей имеют несколько источников заработка и работают независимо. Это феномен не новый, но официальной статистике измерить его нормально не удается — а это мешает четко увидеть сегодняшний рынок труда.

Чтобы лучше понять таких независимых работников и их мотивацию, McKinsey Global Institute опросил 8000 человек в Европе и США. Их спрашивали об их доходе в последний год, о том, насколько они удовлетворены в профессиональном смысле и на что надеются в будущем. Результатом стал доклад Independent work: Choice, necessity, and the gig economy, который показывает, что до 162 млн человек в Европе и Соединенных Штатах — а это 20-30% трудоспособного населения — в том или ином виде занимаются независимой работой. Это люди очень разные, но в целом их можно разделить на четыре категории: свободные агенты, которые целенаправленно выбирают такой труд и зарабатывают главным образом им (таких 30%, или около 50 млн); люди, интересующиеся фрилансом — они ищут дополнительный источник дохода и делают это целенаправленно (таких 40%, или 64 млн); вынужденные фрилансеры, которые зарабатывают за счет самостоятельной деятельности, но хотели бы иметь более традиционную работу (14%, 23 млн); стесненные в деньгах, которые подрабатывают на стороне из жизненной необходимости (16%, 26 млн).

Те, кто занимаются независимым трудом по собственному выбору, больше удовлетворены своей рабочей жизнью, чем те, кто делает это по необходимости. Это практически не зависит от страны, возраста, уровня дохода и образования. Свободные агенты больше удовлетворены разными аспектами своей профессиональной жизни, чем те, кто предпочитает традиционную работу; это значит, что многие люди ценят нефинансовые особенности работы на самого себя.

Независимый труд стремительно развивается: появляются цифровые платформы — огромные, эффективные биржи труда, где клиенты и работники находят друг друга напрямую и даже общаются в реальном времени. Сегодня лишь 15% опрошенных нами людей пользовались такими платформами, чтобы найти работу, но эта экономика быстро растет.

Есть и другие силы, которые подпитывают рост числа фрилансеров: стремление многих традиционных работников стать более независимыми, множество безработных и не занятых делом людей, которые хотят работать, а также растущий спрос на независимые услуги как со стороны потребителей, так и со стороны компаний.

У независимого рынка труда есть ощутимые экономические преимущества: более активная занятость и новые возможности для безработных, да и вообще рост производительности. Потребители и компании выиграют от большей доступности услуг и более четкого попадения в цель — индивидуальные подрядчики лучше знают, что нужно их клиентам. С помощью цифровых платформ все эти достижения можно многократно умножить: они позволяют быстрее находить нужных работников, четко координировать их труд, а также расширяют доступную заказчику информацию и, следовательно, повышают доверие.

Но есть и ряд проблем, которые нужно решить, чтобы этот глобальный сдвиг был реалистичен и чтобы он обеспечил работникам комфортные условия труда. Это касается и страховок, и социальной защиты, и образования, и закрепления полученного на работе опыта. Тут большой простор для политиков, а также инноваторов и новых посредников — они должны предложить такие решения. А как независимым, так и традиционным работникам придется активнее заниматься своей карьерой — цифровые технологии продолжают менять нашу профессиональную жизнь.

Оригинал

Свежие материалы