Дэниел Пинк: Как развить свой творческий интеллект
Будущее Лидерство СаморазвитиеВначале был IQ. Потом EQ – эмоциональный интеллект. И теперь Брюс Нюссбаум вводит понятие CQ – креативный интеллект.
В своей новой книге Creative Intelligence Нюссбаум, бывший заместитель управляющего редактора Businessweek, а ныне профессор инноваций и дизайна в Новой школе дизайна Parsons, воодушевленно доказывает, что креативность должна быть в центре нашей жизни и в основе наших компаний. Он показывает, что креативность – это не какой-то природный дар, а результат упорного труда. И он вводит пять новых компетенций, которые могут усилить творческий потенциал отдельного человека.
Его книга так интересна, что я попросил Нюссбаума ответить на несколько вопросов для читателей моего блога.
1. Вы говорите, что мы часто не в состоянии распознать собственную креативность. Это как-то связано с концепцией «одиноких гениев»? Как нам ухватиться за наши творческие моменты, когда они случаются?
У нас много мифов о креативности – она встречается редко, это нечто особенное, это результат особой деятельности мозга, или это просто проявление странности. Но любой, кто пользуется инструментами, кто готовит пищу, кто придумывает свежую бизнес-модель, кто пользуется Instagram, кто составляет подборку музыкальных треков, кто собственноручно пишет школьное сочинение, — «занимается» креативностью. Поэтому первый шаг в настройке на наши моменты творчества – это просто внимательно относиться к собственной креативности. Поймите и обдумайте то, чем вы занимаетесь в своей работе и в жизни, выделите то, что оригинально и что имеет некую ценность. Подумайте о том, как вы добились этой оригинальности. Компаниям нужно сделать то же самое – спросить себя: а как именно разрабатывался тот или иной хорошо продающийся продукт? Руководителям нужно нанести на карту «круги креативности» (прежде всего неформальные) в своих компаниях.
Так что будьте внимательны. В нашем сумасшедшем, пронизанном коммуникациями мире очень полезно отключаться. Долгий утренний душ, во время которого, по легенде, случаются моменты озарения – это все правда, это работает. Долгая утренняя пробежка? И это работает. Поездки на велосипеде – и это тоже. Даже задумчиво посидеть за кофе помогает быть внимательным. Поразительно, как часто детали складываются в одну картинку, когда вы выключаете звук всего окружающего.
Но нужно подготовить себя к внимательности. Главное здесь – понять, что имеет смысл в том или ином контексте. Это касается и науки, и проектирования, и музыки, и визуальных искусств. Мы большую часть времени сосредоточены на технологии и ассоциируем новые технологии с инновациями. Но чтобы соединять обрывки знания в одну картину, крайне важно понять, что манит нас, что имеет глубокий смысл. Попробуйте поиграть с этим. Обувь+интернет=Zappos. Друзья+интернет=Facebook. Песни, которые мы выбираем, плюс новая технология равняется плейлисту в вашем плеере.
И вам нужно достичь мастерства. Нужно глубоко погрузиться в свою область или в свое хобби, понять его предысторию и контекст, чтобы увидеть, что можно сделать иначе, что можно использовать по-другому. Вам нужно в совершенстве освоить как знание, так и навыки работы – навыки творчества, о которых я говорю в книге.
Наверное, это можно свести к трем словам: быть внимательным, быть конструктивным и быть мастером.
2. Меня очень заинтриговала глава вашей книги, в которой вы приводите несколько запоминающихся примеров людей, заглянувших за внешнюю сторону проблемы и увидели более глубокую проблему, требующую более творческого решения. Можете ли рассказать подробнее об этом понимании, как его культивировать?
Мне понадобилось примерно десять лет, чтобы стать неплохим птицеловом. Тут все дело в том, чтобы примечать «белую ворону». Надо тренироваться годами, чтобы научиться видеть то, чего НЕ хватает. Четыре года назад в Сингапуре я увидел черного лебедя. Меня он не удивил. Я и искал то, что не вписывается в схему. В этом и состоит суть: вы тратите время на то, чтобы изучить паттерны, а потом тренируетесь искать то, что выпадает из общей картины.
В книге я рассказываю об известном девелопере Поле Полаке, который поехал в Индию, чтобы помочь решить проблему с питьевой водой. Провести чистую воду в деревни – это дорогостоящий проект, строительство дамб и прокладка труб. Благодаря нескольким годам, проведенным в Африке и Азии, Полак увидел, что реальная проблема была не в воде, а в ее чистоте. В деревнях была масса воды, но пить ее было нельзя. Решение проблемы было простым и дешевым – хлорирование. Вместе с IDIOM, индийской консалтинговой фирмой, Полак создал компанию SpringHealth, которая обеспечивает питьевую воду в районе Ориссы. Он надеется дорастить оборот компании до $1 млрд.
3. Читатели моего блога – и так люди довольно творческие. Что они могли бы сделать прямо сегодня, чтобы поднять свой EQ?
Это я преподаю в своем курсе «Креативность и капитализм» в Parsons. Самый быстрый путь к повышению творческого потенциала – это вращаться в кругу более творческих людей. Пусть творческие люди появятся у вас на работе, в ваших хобби, в вашей жизни. Учитесь у них. Наблюдайте, что они делают и как они это делают. И, если можете, преподавайте умным студентам в замечательном вузе, как это удалось мне.
Путешествуйте в странные, незнакомые места. Рефрейминг – важнейшая творческая компетенция, о которой я говорю в книге, и путешествие вынуждает вас перестраивать предположения, из которых вы неявно исходите. Я ловил птиц в Амазонии вместе с индейцами хиваро, чьи отцы были охотниками за головами. Они убивают из духовых ружей обезьян и едят их. Они только сейчас узнали о деньгах и рынках и еще не понимают, как все это работает. Хиваро верят, что мир духов реален, и что бодрствование подобно сну. Они хоронят мертвецов под своим ложем, чтобы быть поближе к ним. Хиваро считают нас дикарями, потому что мы сжигаем мертвецов или хороним их далеко от семьи. Вот это настоящий рефрейминг.
Наконец, культивируйте свою разносторонность. Каждые пять-десять лет изучайте что-то совершенно новое. Пусть это будет что-то интересное – ловля птиц, охота, скалолазание, игра на каком-то инструменте. Изучите какую-то новую область – например, Rolling Stones и восхождение электронной рок-музыки. Изучение чего-то совершенно нового дает вам новые детали, из которых можно собирать картину, обеспечивает вас глубоким контекстом, опираясь на который, можно увидеть паттерны и взаимоотношения, и позволяет вам установить контакт с творческими людьми и скитальцами. Делайте это каждые пять-десять лет. У меня такими новыми областями были ловля птиц и коллекционирование индейского искусства. И то, и другое оказалось необычайно важно для моего понимания креативности и инноваций. До этого я глубоко изучал тему риса. А вы?
Оригинал поста — www.danpink.com/2013/03/be-mindful-meaningful-and-masterly-3-questions-for-bruce-nussbaum