Он показал нам самих себя: о мрачных глубинах Дэвида Линча

Он показал нам самих себя: о мрачных глубинах Дэвида Линча

Манола Даргис, главный кинокритик The New York Times, объясняет, почему фильмы культового режиссера так притягательны

История Образ жизни
Кадр из фильма "Синий бархат"

Мне показалось символичным, что Лос-Анджелес пылал, когда мир облетела новость, что Дэвид Линч скончался в возрасте 78 лет. Немногие режиссеры понимали суть Лос-Анджелеса лучше, чем Линч, мало кто чувствовал себя в нем как дома, в отчетливой, потусторонней комбинации красоты и катастрофы, солнечного света и нуара. В конце концов, именно в Лос-Анджелесе он снял «Голову-ластик», полнометражный режиссерский дебют о… как бы описать этот внежанровый фильм, в котором женщина живет в радиаторе, а ребенок похож на склизкого, нескладного пришельца. И все же теперь Дэвида Линча нет, а вместе с ним, кажется, исчезла и какая-то часть этого города, и я скорблю.

Линч родился в Миссуле, штат Монтана, но мне кажется, что подлинным местом его рождения стал Лос-Анджелес. Здесь он ходил в школу, посещал Американский институт кино («Голова ластик» начинался как его студенческий проект), а в конце концов устроил неподалеку резиденцию, где стал снимать свои восхитительные метеорологические сводки. В той, что записана в мае 2020 года, Линч сидит за столом, рядом с ним разные очки и кружка черного кофе. «Здесь, в Лос-Анджелесе, — говорит он, прищурившись на окно, — пасмурно, сегодня утром немного тумана». Он поворачивается лицом к камере, отмечает температуру и добавляет: «Это все должно скоро рассеяться, и у нас будет солнце и 21 градус тепла. Хорошего дня».

Я всегда воспринимала его пожелания удачного дня как искренние. Линч создал одни из самых тревожных и жутких работ в кино, но в интервью, с его фирменными словечками вроде «джиперс», он выглядел вполне жизнерадостным. Он казался почти артистически обычным, что делало его еще более странным. В 2001 году, в год выхода шедевра «Малхолланд Драйв», мой друг, критик Джон Пауэрс беседовал с Линчем. «Он все еще напоминает мне Джимми Стюарта, — писал Пауэрс, — не из «Мистера Смита, который едет в Вашингтон», а мрачного, одержимого из «Головокружения». Время взяло свое:. Его сияющая улыбка уже не кажется столь невинной».

Я впервые получила столько гневных откликов после публикации моей восторженной рецензии на «Малхолланд Драйв». Люди не просто не соглашались, они, казалось, были так же разгневаны моей рецензией, как и самим фильмом. Среди наиболее яростных критических замечаний было то, что фильм просто не имеет смысла, и некоторые зрители были полностью разочарованы. Дело в том, что при первом просмотре фильм смутил меня так же сильно, как и поразил. Мы ожидаем от кино очевидности, но Линч никогда не был таким. Хуже того, он создал произведение искусства в индустрии, которая презирает не только искусство (если только оно не висит на стенах особняков), но и художников, которые не соответствуют стандартам. Если его отношения с Голливудом были сложными, то это потому, что он никогда не казался его частью, ни в художественном, ни в духовном, ни в каком-либо другом смысле, даже когда он снимал кино, одобряемое индустрией.

В 2019 году киноакадемики вручили Линчу, великому аутсайдеру, почетный «Оскар». Он выглядел искренне тронутым, когда зрители встали, а его давние соратники Кайл Маклахлан, Лора Дерн и Изабелла Росселлини чуть ли не воспарили от радости рядом с ним. Линч говорил недолго и немного нервно. Он поблагодарил всех, кто помогал ему «на этом пути». Подходящая цитата для режиссера, для которого «Волшебник страны Оз» стал ориентиром. Фильмы Линча полны отсылок к «Озу». Например, «Дикие сердцем» — яркий, жестокий и романтичный роуд-муви, в котором вариация доброй ведьмы Глинды (Шерил Ли из «Твин Пикса») появляется, чтобы помочь герою Николаса Кейджа.

Я не очень люблю «Диких сердцем», несмотря на моменты безусловной визуальной красоты и яркую игру Кейджа и Дерн в роли одержимых любовников. В нем есть что-то слишком жестокое, как сцена, в которой Сейлор избивает чернокожего. Роджер Эберт назвал в рецензии этот момент «расово окрашенной сценой неприкрытой злобы». Другие эпизоды в фильмах Линча тоже вызывали у меня отвращение и ужас. Например, любые сцены в его кошмарной, но совершенно гениальной «Внутренней империи», но избиение в «Диких сердцем» до сих пор заставляет меня вздрагивать.

Однако я разошлась во мнениях с Эбертом, когда в его рецензии на фильм «Дикие сердцем» прозвучало то, что он посчитал женоненавистничеством Линча, приведя в пример «Синий бархат». Я понимаю, почему Эберт задался вопросом, не было ли в Линче чего-то такого, что заставляло его создавать такие «ранящие и болезненные образы женщин». Я же, напротив, воспринимаю эти образы, даже самые жестокие, порочные и откровенно оскорбительные, как откровенные и бесконечно честные. Многие режиссеры пытаются замаскировать собственные неприемлемые в обществе предрассудки, страхи, неприязнь и прочее, из вежливости. Но всегда казалось, что Дэвид Линч не боится, а может, не заинтересован или просто не знает, что другие думают о его пугающих видениях.

Среди лучших женских персонажей Линча — Бетти, милая, юная белокурая красавица с лучезарной улыбкой, сыгранная непревзойденной Наоми Уоттс в «Малхолланд Драйв». Подобно легионам юных мечтательниц, Бетти приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать актрисой. Мечта превращается в кошмар вскоре после того, как она встречает веселого болтливого менеджера (танцующая чечетку легенда кино Энн Миллер), который приводит Бетти во внешне очаровательное старомодное бунгало с кучей собачьих экскрементов на дорожке перед входом. Призраки Голливуда наполняют работу Линча, как грязь и нечистоты.

Мне нравится этот момент, но если бы я выбирала фирменную сцену Линча, то это было бы начало фильма «Синий бархат», еще одной работы, что вызвала у меня тревогу при первом просмотре и к которой я неоднократно возвращалась с более глубоким пониманием. Сцена открывается ослепительным лазурным небом и звуками песни Бобби Винтона. Камера наклоняется к кроваво-красным розам с колючими стеблями на фоне белого забора, затем следуют кадры пожарной машины, цветов и детей. Это похоже на пригородную пастораль, пока у мужчины, поливающего газон, не случается сердечный приступ. Песня стихает, сменяясь жуткими электронными звуками, и камера начинает пробираться сквозь траву, а рай становится все мрачнее и мрачнее.

Когда камера останавливается, на экране крупным планом появляются муравьи, которые что-то пожирают. Музыка сменяется жутким чавканьем, а Линч уже счищает тонкий налет американской идиллии с ее обработанных химикатами газонов, брутальных безумцев и озверевших женщин. Вскоре после этого сын жертвы сердечного приступа, герой этой извращенной истории Джеффри (Маклахлан), находит отрезанное человеческое ухо, облепленное муравьями, на пустом заброшенном близнеце газона его отца. Ухо — это одновременно и подсказка, и сигнал, который приводит его к женщине, подвергшейся насилию, Дороти (Росселлини). Однако именно Джеффри отправляется в путешествие, как Дороти в «Волшебнике страны Оз», встречает новых друзей, сталкивается с опасностями и возвращается к тому, с чего начал.

Линч устроил в «Синем бархате» нечто вроде хэппи-энда, который можно интерпретировать как циничный, ироничный или странно искренний, в зависимости от ваших чувств. К тому времени, когда Джеффри возвращается в свой Канзас, он и его возлюбленная (Дерн) любуются малиновкой с корчащимся насекомым в клюве, а Дороти в безопасности от сумасшедшего (Деннис Хоппер). Мы знаем, что птица ненастоящая (это таксидермический реквизит), но герои верят в свой счастливый конец, и я думаю, что Линч тоже верит. Возможно, у него просто нет выбора, потому что он также верил во все, что было до этого: в ужасы, страхи и зияющую бездну, чего прежний Голливуд предпочитал не замечать. Линч показал нам, что скрывается в глубине душ; он показал нам самих себя.

Источник

Свежие материалы