Новая жизнь Кэрол: лучший способ избавиться от сожалений
Художница, начавшая учиться живописи в 66 лет, считает, что воплотить мечту лучше позже, чем раньше
Образ жизни СаморазвитиеВ 2017 году 66-летняя Кэрол Дуглас, узнав, что принята на курс по искусству, испытала невероятное счастье: «Я чувствовала, что получила самый большой подарок на планете».
Всю свою взрослую жизнь Дуглас жалела, что в 16 лет бросила занятия в художественной школе. Родители говорили ей, что «искусство – это для выходного дня». И она, поверив, отказалась от него ради латыни и диплома по социологии. «С тех пор, – говорит она, – меня беспокоило глубокое внутреннее чувство, что я не сделала того, что должна была сделать, и вряд ли когда-нибудь успею».
Она много чем занималась в жизни – была социальным работником, шеф-поваром в вегетарианском ресторане, менеджером по кейтерингу и сотрудником службы поддержки учеников. Но только в 50 лет – после переезда в Таиланд, где трудился ее тогдашний муж, – она прикоснулась к собственному творческому потенциалу: «Работая в детском саду с детьми 4 и 5 лет, я стимулировала через художественные программы их творческие способности – и никогда не получала большего удовлетворения».
Вернувшись в Великобританию и выйдя на пенсию, Дуглас точно знала, что хочет заниматься искусством. Она посетила несколько заочных курсов, где обучались взрослые, но жаждала большего: «Я хотела получить образование в области искусства, но не могла себе позволить учиться в университете три года». Всё изменила случайная встреча с 50-летним живописцем в York Open Studios – общественном проекте, который давал местным художникам возможность показывать свои работы публике. «Он получил студенческий кредит на базовый курс по искусству, и я сразу поняла, что должна сделать то же самое», – рассказывает Дуглас.
Подав заявку в Йоркский колледж, она была в восторге, когда ее приняли: «Кроме меня на курс приняли еще более сотни 18-20-летних. Я могла бы быть их бабушкой». Во время годичного базового курса будущая художница решила специализироваться на живописи, и вскоре у нее появилась своя манера – натюрморты и фигуры в приглушенной палитре. Найдя после окончания курса недорогую студию в Йорке, она начала экспериментировать с дешевыми акриловыми красками и подержанными, купленными на распродажах холстами: «Я ходила туда каждый день. Меня ничто не останавливало».
После двух лет упорного труда ее живопись стала получать некоторое признание. «Когда на второй год работы я подала заявку в York Open Studios, и ее приняли, у меня состоялось несколько небольших выставок в местных кафе», – рассказывает Дуглас. К тому же она начала делиться своими работами в соцсетях. Появились заказы.
С тех пор она продала сотни картин, сбившись, по собственным словам, со счета. В этом году – спустя шесть лет после окончания курса – Дуглас открыла в Йоркширском парке скульптур свою самую большую выставку под названием «Я на самом деле могу», где была представлена 51 ее картина. Она говорит, что видеть в галерее собственные работы – ошеломительно: «Найти свою работу в действительно профессиональном пространстве – это нечто особенное. Я невероятно горда».
После выставки Дуглас получила много слов поддержки – ее хвалили за смелость заняться чем-то новым в зрелом возрасте. Однако она на ситуацию смотрит иначе: «Будь я моложе, мне пришлось бы стать намного более организованной в профессиональном плане и больше работать с социальными сетями. Но если вы старше и финансово чувствуете себя свободно, вы можете позволить себе больше рисков, многое уже не имеет значения».
Теперь художница хочет попробовать себя в других видах искусства: «Это раздвинуло горизонты моего воображения. Я думаю о том, чтобы воплотить свои идеи в керамике». Но самое главное – она хочет заниматься творчеством ради собственного удовольствия: «Прекрасно, что есть выставки, что работы продаются. Но если бы я продала всего лишь несколько картин, я наслаждалась бы живописью не меньше».
Оглядываясь назад, она больше ни о чем не жалеет: «Меня всегда интересовало, что было бы, пойди я в юности учиться искусству. Но сейчас я думаю, что всё сложилось, как надо. И я больше не чувствую разочарования».