€ 95.62
$ 89.10
Иррациональность выбора: пчелы удивительно похожи на людей

Иррациональность выбора: пчелы удивительно похожи на людей

Выбирая цветы, пчелы сталкиваются с теми же предубеждениями, что и люди, совершающие покупки, утверждает эколог и эволюционный биолог Клэр Тереза Хемингуэй

Саморазвитие
Фото: Donatello Trisolino/Flickr

Людей преследует проблема выбора в продуктовом магазине. Оказывается, пчелам тоже бывает трудно выбрать цветок на лугу.

В цветах есть два вида пищи: нектар и пыльца, которые могут различаться по важным параметрам. Нектар, например, может быть разным по концентрации, объему, скорости пополнения и доступности. Он также содержит вторичные метаболиты, такие как кофеин и никотин, которые могут быть как неприятными для пчел, так и привлекательными, в зависимости от количества. А пыльца содержит белки и липиды, которые влияют на качество питания.

Легко предположить, что оказываясь перед таким выбором, пчела предпочтет цветок с самым доступным и качественным нектаром и лучшей пыльцой. Но это не так. Как и люди, выбирающие продукты, они принимают решение о том, какие цветы посетить, исходя из недавнего опыта и того, какие еще цветы доступны. Я думаю, в этом есть нечто удивительное. 

Предсказуемая иррациональность

Люди иногда ведут себя нелогично. Например, тот, кто выиграл 5 долларов в моментальной лотерее сразу после того, как выиграл 1 доллар, будет в восторге. И тот же самый человек может быть разочарован, если до этого его выигрыш составил 10 долларов. Даже если результат один и тот же, восприятие меняется в зависимости от того, что было до этого.

В оценке товарных этикеток также участвует восприятие. Например, человек рассчитывает, что дорогая бутылка вина с изысканной французской этикеткой, будет лучше, чем обычная дешевая. Но если возникает несоответствие между его ожиданиями и тем, насколько хороша вещь, человек может испытать непропорционально сильное разочарование или восторг.

Люди также очень чувствительны к обстоятельствам выбора. Например, они с большей вероятностью заплатят более высокую цену за телевизор, если в продаже имеется меньший по размеру и более дорогой.

Иррациональное поведение настолько предсказуемо, что компании придумали хитроумные способы использовать такие закономерности при ценообразовании и упаковке товаров, создании рекламных роликов, выкладке товара на прилавке, разработке веб-сайтов и приложений. Даже за пределами потребительской среды такое поведение распространено столь часто, что политики пытаются влиять на поведение избирателей, учитывая эти закономерности.

Разумный выбор

Исследования показывают, что пчелы и люди обладают многими общими чертами поведения. Исследование 2005 года доказало, что пчелы оценивают качество нектара в соответствии с их последним опытом еды. Пчелы, обученные посещать кормушку с нектаром среднего качества, охотно принимали его. В то время как пчелы, привыкшие к кормушке с высококачественным нектаром, часто отвергали нектар среднего качества.

Мы с командой решили выяснить, могут ли признаки цветов, такие как запахи, цвета и узоры, служить пчелам в качестве маркировки товара. В лаборатории мы научили группы пчел ассоциировать определенные искусственные цветы с высококачественным «нектаром», фактически сахарным раствором, которым мы могли управлять.

Например, мы научили одну группу ассоциировать голубые цветы с высококачественным нектаром. Затем мы предложили этой группе нектар среднего качества в голубых или желтых цветах. Мы обнаружили, что пчелы охотнее пьют нектар среднего качества из желтых цветов, чем из голубых. Оказалось, что ожидания имеют значение для пчел.

В другом недавнем эксперименте мы предоставили шмелям выбор между двумя одинаково привлекательными цветками. Одни были с высокой концентрацией сахара в нектаре, но медленно наполнялись. Другие быстро наполнялись, но содержали меньше сахара. Мы измерили их предпочтения между этими двумя цветами, которые оказались весьма похожи.

Затем мы расширили выбор, включив третий цветок, который содержал нектар, еще ниже по концентрации сахара или еще медленнее наполняемый. Мы обнаружили, что благодаря новому «плохому» цветку, промежуточный цветок стал казаться шмелям более привлекательным.

Эти результаты довольно интересны и позволяют предположить, что, как для пчел, так и для других животных, доступный выбор может определять решение о добыче корма.

Применение

Понимание этих особенностей поведения пчел и других опылителей может иметь важные последствия для людей. Медоносные пчелы и шмели используются в коммерческих целях для поддержки растениеводства.

Если пчелы больше посещают определенные цветы в присутствии других видов, фермеры могут использовать эту тенденцию стратегически. Подобно тому, как в магазинах на полках представлены непривлекательные варианты наряду с привлекательными, фермеры могут высаживать определенные виды цветов вблизи культурных растений, чтобы увеличить посещаемость целевых культур.

Источник

Свежие материалы