Смерть как покупка: общество потребления выбирает новые формы бессмертия
Журналист Натали Сауэр изучила современные траурные обряды и пришла к выводу, что даже самые экстравагантные из них скрывают только одно желание
Образ жизниСмерть универсальна, но люди совершенно по-разному с ней справляются. Будь то небесное погребение в Тибете или предание праха священным водам Ганги, каждая культура по-своему относится к смерти и трауру. Тем не менее обряды, связанные со смертью, во всем мире разделяют общие цели. Традиционно то, что происходит с телом умершего, отражает общинные верования и обычаи, ритуалы, призванные не только почтить память умершего, но и утешить близких.
Однако в последнее время в некоторых странах люди все чаще выбирают нетрадиционные способы упокоения. Сегодня кремированные останки любителя музыки можно спрессовать в пластинки, а прах поклонника астрономии запустить в космос.
Исследуя тему смерти в культуре — от выставок мумий и громких дел о настоящих преступлениях до мемориала Майкла Джексона — я обнаружила, что многих людей сегодня больше привлекают сенсационные образы смерти, чем обыденные. Кроме того, кажется, что новые похоронные практики представляют смерть как удивительное, индивидуальное событие, а не как нечто естественное и неизбежное. И в этом есть влияние роли потребителя, который остается таковым до последней в его жизни покупки.
Утешение и общность
Даже если смерть не была неожиданной, это испытание для близких, нарушающее привычный порядок вещей. Одна из важных функций обрядов, связанных со смертью, состоит в том, чтобы помочь людям, пережившим утрату, справиться с горем и восстановить порядок.
Многие погребальные обряды подразумевают бессмертие ушедшего, который в них предстает как переходящий в другую сферу бытия. В зависимости от особенностей культуры, это путешествие может потребовать от общины предать тело огню или земле, отдать его животным или мумифицировать.
В христианской традиции во многих странах тело покойного предают земле, когда близкие собираются у могилы. Священник читает проповедь о душе, которая, как считается, выходит за пределы тела и проводит вечность в небесной загробной жизни, при условии, что человек прожил жизнь в соответствии с религиозными предписаниями. Христианское учение о том, что в Судный День Иисус воскресит тела верующих, а не только их души, способствовало формированию обычая похорон, включая бальзамирование и закрытие гроба с неповрежденным телом. Эти религиозные убеждения также повлияли на становление современной похоронной индустрии многих стран.
Ветер перемен
Однако на протяжении десятилетий нормы, связанные со смертью и похоронами, менялись. Во многих западных странах большинство по-прежнему составляют христиане, но религиозное разнообразие значительно возросло. Например, по данным исследовательского центра Pew Research Center, около 6% американцев принадлежат к другой вере, а примерно 3 из 10 не принадлежат к какой-либо религии. Все больше людей, чем когда-либо прежде, причисляют себя к «духовным, но не религиозным».
Снижение влияния христианства привело к появлению новых способов прощания с покойным, в том числе и среди христиан. Например, половину людей, ежегодно умирающих в США, в настоящее время кремируют, что является традиционным способом похорон для таких общин, как японские буддисты и индуисты Южной Азии. Однако рост стоимости захоронений сделал кремацию более привлекательной и для представителей других религий. Среди христиан протестанты приняли эту практику раньше католиков, поскольку Ватикан запрещал кремацию до 1963 года. При этом, даже в случае кремации, поминальные службы могут включать другие традиционные похоронные обряды, такие как чтение отрывков из Библии и использование христианских символов на урнах и других памятных предметах.
Посмертие можно планировать
Однако меняются не только обычаи, связанные со смертью, но и отношение к ней.
Начиная с XX века все реже тело усопшего готовили в последний путь в домашних условиях, и люди стали испытывать все больший дискомфорт от размышлений о смерти. Многие предпочитают думать о смерти, как о явлении, которое происходит с другими, часто в эффектной и даже забавной форме.
Антрополог Джеффри Горер в 1950-х годах утверждал, что с упадком религиозных верований стало невыносимо думать о смерти, даже сцены со смертным одром в литературе стали встречаться все реже. Вместо этого, по мнению Горера, изображения смерти стали чем-то похожи на порнографию: нечто естественное стало табуированным, постыдным и представлено в неестественном свете.
Сегодняшняя популярность фильмов о супергероях и гангстерах с изображениями насильственной смерти, а также фильмов ужасов, наполненных потусторонними монстрами, показывает, насколько он был прав. Смерть же от естественных причин, как правило, остается за кадром. Даже в фильме «Барби», где показано, что значит быть человеком, избегают смерти, горя и утраты.
На личном уровне некоторые предпочитают обращаться со своими останками по-новому, в том числе и такими способами, которые уводят от мыслей о реальности смерти и разложения. Например, люди, любившие охоту, могут распорядиться, чтобы их останки поместили в гильзы от пуль, фантазируя о том, что они продолжат оставаться охотниками. Те, кто предпочитает менее агрессивный вариант, могут стать ювелирным изделием с бриллиантом. После сожжения тел остается некоторое количество углерода, и многие компании превращают его в сверкающий камень.
История ношения поминальных украшений уходит корнями в викторианскую эпоху. Королева Англии Виктория носила траур после смерти своего мужа, принца Альберта, волосы которого превратила в украшение. В ту эпоху локоны умерших вплетали в узоры, помещали в оправы и носили в качестве подвесок.
Таким образом, традиционные траурные украшения служили зримым напоминанием о смерти. Современные же компании предлагают массовому потребителю драгоценные камни, которые внешне неотличимы от других украшений и фактически скрывают связь с телом ушедшего.
Если украшения кажутся чем-то претенциозным, то любители природы могут попросить, чтобы после смерти их тела стали частью дерева или кораллового рифа. Разнообразие изделий с использованием волос и пепла постоянно растет: одна из компаний создает стеклянные игрушки для взрослых, в которых содержатся частицы праха покойного, другие службы упаковывают прах в фейерверки или развеивают его во время прыжка с парашютом.
Но несмотря на то, что эти светские, потребительские, сугубо индивидуальные варианты отражают отход от традиционных религиозных объяснений смерти, я считаю, что каждый из них по-прежнему связан с желанием бессмертия. Новая культура погребения отражает универсальное человеческое желание жить дальше, оставаться активными, настоящими и нужными даже после смерти.