Очарование простоты: как преодолеть привычку все усложнять

Очарование простоты: как преодолеть привычку все усложнять

Основательница Ness Labs Энн-Лаура Ле Канф напоминает, что чаще всего простое решение — самое жизнеспособное

Саморазвитие
Фото: Sarah Dorweiler/Unsplash

Мы часто предпочитаем сложные решения простым, непонятный маркетинговый сленг вместо четких объяснений, многоступенчатое внедрение вместо более прямого исполнения. Сложность придает продуктам ауру авторитета, которую маркетологи используют для повышения веса и демонстрации экспертных знаний. Сложные процессы задерживают принятие решений, создавая иллюзию продуктивности. Почему люди не понимают силу простоты? И как можно сбалансировать простоту и сложность?

Когда нечего отнять

Простое мышление ведет к более безопасным планам, лучшей коммуникации и легкому исполнению. Сила простоты проявляется на протяжении всей истории, стратеги и художники стремились ней:

  • Просто до идиотизма (Keep it simple, stupid). Принцип KISS, предположительно придуманный авиаконструктором Келли Джонсоном, делает простоту ключевой целью проектирования, утверждая, что большинство систем работают лучше, если остаются простыми. Однажды Келли Джонсон принес команде инженеров-конструкторов несколько инструментов, поставив задачу: среднестатистический механик в полевых условиях должен суметь починить проектируемый ими реактивный самолет, используя только эти инструменты. То есть проект должен быть простым до идиотизма.
  • Меньше значит больше. Знаменитый архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, который считается одним из пионеров модернистской архитектуры, постоянно повторял этот афоризм: меньше значит больше. Он стремился расположить необходимые компоненты здания так, чтобы создать впечатление крайней простоты, иногда перепрофилируя некоторые элементы, чтобы они служили нескольким целям.
  • Упростить, а затем добавить легкости. Один из лидеров минималистского движения, основатель Lotus Cars Колин Чепмен призывал своих дизайнеров «упростить, а затем добавить легкости». Создатель первого в мире гоночного автомобиля-монокока с цельным шасси из алюминиевого листа, Колин Чепмен стремился использовать в своих автомобилях как можно меньше деталей. Сегодня многие продуктовые дизайнеры все еще используют магию вычитания для инноваций.

В литературе также действует сила простоты. Пытаясь раскрыть преступление, самый известный детектив уверен, что «самое простое объяснение часто оказывается наиболее правдоподобным». Антуан де Сент-Экзюпери также писал: «Кажется, что совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего отнять».

Очарование сложности

Несмотря на преимущества простоты, мы по-прежнему склонны чрезмерно усложнять свои решения. Голландский системный ученый Эдсгер Вайбе Дийкстра, которого многие считают пионером информатики, однажды сказал: «Простота — большое достоинство, но требуется упорный труд, чтобы добиться ее, и образованность, чтобы оценить. И что еще хуже: сложность лучше продается».

Маркетологи хорошо осознают привлекательность сложности и используют нашу предвзятость, заставляя продукты казаться более сложными, а бренд — более авторитетным. Сленг используется, чтобы произвести впечатление, а не информировать потребителей.

Давайте прочитаем кое-что: «Kérastase Resistance Bain Force Architecte с использованием комплекса Vita-Ciment® — это укрепляющий шампунь, специально разработанный для очищения и питания поврежденных волос 1-2 стадии повреждения» или «Обогащенный аминокислотами, производными пшеничного протеина и керамидом R, он разглаживает и укрепляет волосы, создавая ровную поверхность и водостойкий слой, защищающий волосы от влаги». Вы понимаете, о чем тут говорится? Большинство людей — нет. В любом случае, оба шампуня весьма популярны.

Мы связываем сложность с экспертными знаниями, инновациями и авторитетом. Как это ни парадоксально, мы часто доверяем продуктам, описанным таким сложным образом, больше, чем простому доходчивому объяснению. Но сложность — это не всегда пыль в глаза. На самом деле небольшая сложность может творить чудеса, если она уравновешена простотой.

Сложность — это движущаяся цель

Как мы видели, простота может привести к новаторскому мышлению и улучшить процесс принятия решений, а сложность часто используется, чтобы произвести впечатление, а не помочь. Все мы легко становимся жертвами предвзятого отношения к сложности. Это не значит, что нужно искоренить всю сложность из жизни. Сложные переживания обогащают и захватывают.

В книге «Жизнь со сложностью» профессор Дональд Артур Норман писал: «Нам нужна сложность, даже если мы жаждем простоты. Небольшая сложность желательна. Когда вещи слишком просты, они кажутся скучными и неинтересными. Психологи говорят, что люди предпочитают средний уровень сложности: слишком просто — и нам скучно, слишком сложно — и мы обескуражены. Более того, идеальный уровень сложности — это движущаяся цель, потому что чем больше мы становимся экспертами в любом деле, тем больше сложности предпочитаем».

Вместо того, чтобы совсем избавляться от сложности, нужно осознать, как управлять ею в жизни, в работе и творческих проектах. Просмотр сложного фильма, наслаждение сложным ароматом чая или изучение сложной темы — все это может дать богатый опыт. С другой стороны, слишком сложный план проекта может привести к ошибкам и скрыть фундаментальные недостатки.

Поиск правильного баланса — деликатное занятие. Спросите себя: этот уровень сложности добавляет опыта или чрезмерно усложняет его? Что можно убрать, не искажая сути опыта? Сложность в данном конкретном случае — особенность или ошибка? Если вы работаете над проектом, спросите товарищей по команде и пользователей: это слишком сложно и запутанно? Или слишком просто и скучно? Простота — это высшая изысканность. И, как ни парадоксально, для ее достижения требуются сложные вопросы.

Источник

Свежие материалы