Мастер digital: как научиться создавать онлайн-проекты
Из чего состоит профессия управления digital-продуктами и что нужно для ее освоения
Партнерский материал«Идеономика» продолжает рассказывать о востребованных профессиях, приходящих на смену специальностям из прошлого. Совместно с онлайн-школой SkillFactory мы объясняем, как работают продакт-менеджеры.
Любой digital-продукт, будь то мобильное приложение по доставке еды, видеоигра или медиапроект, создают люди. И одно из самых важных звеньев этого процесса – product manager: человек, который отвечает за создание продукта и его улучшение и который знает, что еще можно предложить аудитории, чтобы опередить конкурентов. Продакт-менеджеры работают на стыке разработки, клиентов и развития бизнеса. Они координируют труд команды дизайнеров, программистов, маркетологов – в общем, всех, кто имеет отношение к продукту, – и выполняют задачи по продукту, поставленные бизнес-руководителями. В эпоху digital эта профессия – одна из самых интересных и востребованных.
Считается, что впервые должность продакт-менеджера появилась в 1927 году в Procter & Gamble. В России еще несколько лет назад специалисты по продукту были редкостью и трудились в основном в IT-индустрии, но сегодня сложно найти успешный бизнес, где нет задач для продуктовиков. Они нужны всем, от небольших онлайн-сервисов до крупных многопрофильных холдингов. Это интересная, сложная и высокооплачиваемая работа. Стартовая зарплата в Москве на осень 2020 года начинается от 80 тысяч рублей в месяц, а опытные специалисты могут рассчитывать на доход более 300 тысяч.
В августе 2019 года на hh.ru было около 250 открытых вакансий для продуктовиков, а в октябре 2020 года их уже около 700, и такой темп роста сохраняется уже несколько лет. По прогнозам экспертов, в ближайшие два года 75% компаний планируют активнее инвестировать в цифровые проекты и продукты, а значит, для продакт-менеджеров будут открываться все новые и новые возможности. Более того, растет спрос на менеджеров, занимающихся разработкой и сопровождением продуктов для внутреннего потребления компаний – например, внутрикорпоративных инструментов для общения и взаимодействия.
От квалификации и опыта продакт-менеджера зависит, насколько удачным будет выход продукта на рынок и какой доход он может принести. Эта профессия требует ряда специальных навыков и умений. Но освоить ее можно относительно быстро. Например, годичный курс «product-менеджер» от SkillFactory позволяет полноценно погрузиться в профессию и приобрести все ключевые навыки, чтобы приступить к работе.
Берись и делай. Но с умом
Чем же на практике занимаются продакт-менеджеры? Процессы, которые они организуют, можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние процессы касаются разработки продукта, его тестирования и улучшения, сопровождения и продвижения на рынок. Их эффективность отслеживают с помощью финансовых метрик, удовлетворенности пользователей, удержания клиентов и т.д. В этом менеджеры опираются на данные аналитики и бизнес-результаты. Внутренние процессы – это взаимодействие и коммуникация между участниками команды, организация эффективной работы, обучения, доступа к информации.
Таким образом, продакт-менеджерам нужно не только владеть современными data driven-подходами к управлению, но и развивать личные лидерские качества, навыки тайм- и лайф-менеджмента. Учиться симбиозу этих двух подходов лучше совместно с ментором, а также через практику реальной командной работы. Такой подход применяют на курсах SkillFactory.
Работа продакт-менеджера начинается с идеи: каким должен быть продукт? Но важно заранее думать и о практической стороне дела: насколько этот продукт будет востребован на рынке? При подходе MVP (minimum viable product, «минимально жизнеспособный продукт») команда создает «облегченную» версию продукта и затем дорабатывает его в процессе тестирования и продвижения. Другой подход – RAT, или riskiest assumption test («проверка самого рискованного предположения»): здесь самые рискованные гипотезы проверяются еще до создания продукта, и уже на основании этого анализа принимается решение, а нужен ли этот продукт пользователям.
Грамотный продакт-менеджер может совместить два подхода: оценить гипотезы, выбрать наименее рискованную и после этого применить подход MVP, при котором продукт будет тестироваться и дорабатываться после получения обратной связи от пользователей. Один из самых успешных примеров использования MVP – разработка всемирного известного сервиса Airbnb.
Еще одна важная составляющая работы продакт-менеджера – разработка системы KPI и оценка эффективности. KPI должны оценивать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки продукта и вывода его на рынок. Чтобы понять, какой вклад могут внести внешние факторы, важно сотрудничать с финансовой службой, маркетологами и аналитиками. Без такого всестороннего анализа даже потенциально очень хороший продукт может потерпеть неудачу на рынке.
Продакт-менеджерам также важно владеть методикой Lean Product Development. В основе этой концепции, опирающейся на опыт компании Toyota в сфере бережливого производства и на более новые разработки в сфере lean software development – оптимизация процессов каждого сотрудника и ориентация на потребителя продукта. Это помогает создавать более качественный продукт быстрее и с меньшими издержками. Например, немногие разработчики IT-продуктов понимают стоимость задержки для конечного продукта. Продакт-менеджер может использовать lean-методики, чтобы оценить эту стоимость, скорректировать очереди задач, оптимизировать загрузку сотрудников.
При разработке продукта особенно важно понимать, что пользователю нужен не продукт как таковой: он хочет решить свои проблемы с помощью этого продукта. На этот постулат опирается теория о поведении потребителей Jobs to be Done, которая предлагает рассматривать потребителя с точки зрения его желаний. Хорошие продакт-менеджеры владеют этой концепцией и умеют предугадывать желания пользователя.
Куда пойти учиться
Высшего образования в России по специальности «продакт-менеджер» нет, к тому же эта профессия очень быстро развивается, и многое в ней постоянно меняется. Тем, кто хочет стать профессионалом в этой области, важно не только получить знания, но и научиться применять их на практике. Сделать это в одиночку крайне сложно. Более продуктивно учиться вместе с другими людьми и менторами, которые оценивают учебные проекты и помогают запустить свой продукт. Благодаря этому полученные знания и навыки можно сразу же применить на практике.
На базе карьерного центра SkillFactory можно пройти симулятор собеседования и получить карьерную консультацию от HR-специалиста, а также помощь с трудоустройством в ведущие компании. Выпускники курса уже работают в «Сбере», «Билайне», Skyeng, NVidia и других компаниях.
Только для читателей “Идеономики” компания SkillFactory до 15 ноября любезно дает скидку 45% на все курсы, обучающие digital-профессиям. Узнать подробнее.