Кажется, кто-то врет: мифы о языке тела
Пока одни эксперты «читают по глазам» мысли политиков, другие активно оспаривают саму возможность такого анализа
СаморазвитиеЯзык тела может демонстрировать уверенность или неловкость, харизму или беспокойство. В последние годы стала популярной идея, что невербальные сигналы могут раскрыть важную правду о людях в критических ситуациях. И даже зародилась соответствующая индустрия. СМИ, такие как The Washington Post и Politico, берут интервью у консультантов и просят их проанализировать язык тела участников дебатов и дипломатических встреч между мировыми лидерами. Самопровозглашенные эксперты, утверждающие, что читают выражения лица общественных деятелей, иногда собирают миллионы просмотров на YouTube.
В числе прочего, они анализируют, как язык тела может влиять на аудиторию. Также эксперты пытаются объяснить, что думают или чувствуют общественные деятели, основываясь на трудноуловимых сигналах. После дебатов Трампа и Байдена, например, один аналитик сказал британской газете The Independent, что поведение Байдена, смотревшего на свою трибуну во время выступления Трампа, «могло быть истолковано как подчинение атаке» или признак самоконтроля.
Многие полицейские управления и федеральные агентства используют анализ языка тела в качестве метода судебной экспертизы, утверждая, что эти инструменты помогают оценить намерения или честность людей. Федеральные и местные правоохранительные органы по всей Америке учатся у консультантов по языку тела, говорилось в августовском расследовании Intercept.
Психологи и другие исследователи согласны с тем, что язык тела может передавать определенные эмоциональные состояния. Но многие смелые заявления не подтверждаются научными данными. Например, очень сомнительны утверждения, будто один жест достоверно указывает на то, что человек думает или чего хочет. Мол, если человек слишком долго смотрит в глаза, значит, он лжет; улыбка без морщинок вокруг глаз — не настоящая; а указывание на что-то пальцем со сжатой в кулак рукой — это демонстрация доминирования.
«Невербальная коммуникация в политике чрезвычайно важна, потому что она производит впечатление на публику и может повлиять на то, доверяют ли люди политику», — говорит исследователь коммуникации из Монреальского университета Винсент Дено.
Но когда речь идет об экспертах, которые комментируют язык тела в СМИ, «то это часто скорее развлечение, чем наука», считает он. «Это может привести к дезинформации».
Современные исследования языка тела, часто называемого невербальным поведением, начались в 1960-х и 1970-х годах с работ, посвященных демонстрации универсальности выражения эмоций на лице. По словам Дэвида Мацумото, психолога из Университета Сан-Франциско и директора компании Humintell, которая проводит тренинги по языку тела и исследования для компаний и государственных учреждений, эти работы частично были вдохновлены забытым исследованием Чарльза Дарвина — «Выражение эмоций у человека и животных».
С тех пор исследователи изучили, как части мозга реагируют на определенные выражения лица, а младенцы имитируют мимику и жесты рук. Также они выявили сложности и тонкости языка тела, который иногда бывает тяжело расшифровать, несмотря на его повсеместное распространение.
Для таких исследователей, как Дено, сфера невербального общения расширилась и теперь включает все, что выходит за рамки произнесенных человеком слов. Говорящий может произвести впечатление, пожимая плечами, почесывая нос, постукивая ногой, закатывая глаза или вытирая пот с лица, как это сделал Ричард Никсон во время дебатов на президентских выборах 1960 года, где его конкурентом был Джон Кеннеди. Одежда человека, его фон в Zoom, тон, паузы, а также «эээ» и «эм» во время разговора — все это считается невербальными сигналами, которые могут формировать восприятие аудитории.
Несмотря на предупреждения множества экспертов, что язык тела сложен и зависит от контекста, есть консультанты и специалисты, которые много лет применяют исследования языка тела во множестве случаев, включая карьерный коучинг, рабочие презентации и проверки в аэропортах.
«Я помогаю людям убеждать окружающих, что их сообщение достоверно и заслуживает доверия», — говорит Марк Боуден, консультант по языку тела и автор книги «Winning Body Language». Он фокусируется на том, как человек воспринимает свое тело, а также на его жестах.
Некоторые аналитики также заявляют, что по этим признакам можно определить скрытые мотивы и эмоции. Например, они говорят, что положение рук Дональда Трампа во время выступлений указывает на то, что он верит в то, что говорит. А если люди касаются своего лица, это явный признак нервозности.
Но, по словам Дено, «связывать «состояния души» с конкретными жестами или делать вывод о том, что определенный жест произведет определенный эффект на публику без каких-либо нюансов, сомнительно».
Тем не менее, такие аналитики, как Боуден и Джо Наварро, бывший агент ФБР и автор книги об интерпретации невербального поведения «Я вижу, о чем вы думаете», отчасти сделали карьеру благодаря идеям такого рода.
У Наварро — который анализировал язык тела политиков для журнала Politico и написал для CNBC статью о том, как читать язык тела человека, носящего защитную маску во время пандемии Covid-19, — есть особый метод оценки ораторов, например, кандидатов в президенты. «Я записываю видео, а потом смотрю его без звука, — говорит он. — Я ищу поведение, которое выделяется: эти проявления дискомфорта, морщинки на лбу и переносице, в области между глазами, поджатие губ или желание освежиться, оттянув ворот рубашки». В качестве примера он приводит движения губ Дональда Трампа, когда он реагирует на вопрос, который ему явно не нравится.
Хотя работа Наварро и других аналитиков привлекает широкую аудиторию, многие эксперты сомневаются в надежности подобных методов.
«Наши выражения лица передают определенные типы эмоциональных состояний», — говорит Мацумото. То же самое можно сказать про некоторые движения, например, пожимание плечами. «Но здесь тоже много шума, — отмечает он. — Люди могут делать со своим телом все, что угодно». Например, поднятая бровь может означать как недоверие, так и дискомфорт или удивление. Один и тот же жест в разных культурах может означать совершенно разное.
Дено и Мацумото скептически относятся к тем, кто делает уверенные выводы на основе наблюдений за языком тела. По мнению Дено, даже проницательные наблюдатели не могут понять мысли или намерения человека, опираясь только на невербальное поведение.
Исследователь коммуникаций из Университета Айдахо Доун Свит согласна с этим. «Мы вряд ли когда-нибудь сформируем «поведенческую диагностику» для тех, кто лжет или ведет себя агрессивно», — считает она.
Свит и ее коллеги-исследователи зачастую рассматривают язык тела человека и используемые им слова вместе, так как обычно они говорят об одном и том же. Ученые также изучают контекст поведения человека и стараются больше узнать о говорящем, поскольку имеет значение, типично ли это поведение для него или нет.
Свит цитирует более ранний анализ десятков работ, где исследовались 158 возможных признаков обмана. Целью исследований были сигналы языка тела, которые люди иногда ассоциируют с ложью, например, ерзание или избегание зрительного контакта. Результаты показали, что подобные сигналы либо вообще не связаны с ложью, либо связаны с ней очень слабо. Это вам не нос Пиноккио.
По этой причине некоторые исследователи, например, психолог Ирис Бландон-Гитлин из Калифорнийского университета, просто стараются не обращать внимание на такие невербальные сигналы. «Мое исследование сосредоточено в основном на понимании того, что говорят люди», — говорит она. По ее мнению, ложь требует усилий, и лжецы склонны рассказывать более упрощенные истории с меньшим количеством деталей.
Наварро, отвечая на вопрос о подобных опасениях, встает на защиту своих методов. «Невербальные сигналы легче заметить, они достоверны и очень точны», — утверждает он. Наварро напоминает, что взрослые могут понимать чувства ребенка еще до того, как он научится говорить, благодаря невербальным сигналам. Также они помогают понять, чувствует ли человек себя в безопасности при потенциально опасном поведении. По его словам, люди даже пару себе выбирают на основе невербальных сигналов. Но он согласен и с тем, что одни виды поведения можно интерпретировать более надежно, чем другие, и что невербальное поведение неэффективно для достоверного обнаружения обмана.
Несмотря на сомнения экспертов, анализ языка тела использовался в уголовных делах. Полиция, федеральные агенты и прокуроры применяли эти методы, чтобы определить, говорит ли подозреваемый правду или раскаивается ли человек, осужденный за преступление.
Но, как и многие другие виды судебной медицины, анализ языка тела оказался ненадежным. Этот метод может повлиять на судей и присяжных в судебных процессах, считает Дено, считающий ряд этих решений псевдонаучными. По его словам, необоснованные утверждения о языке тела кажутся простыми решениями такой сложной проблемы, как оценка свидетельских показаний, но исследования, основанные на фактах, на самом деле не дают простых ответов.
Тем не менее, проверенные выводы, имеющие научный консенсус, могут пойти на пользу специалистам в области безопасности, правосудия и другим официальным лицам. Например, полицейские могут выстраивать на их основе свое поведение, чтобы подозреваемые чувствовали себя более непринужденно и легче шли на контакт.
Независимо от того, чье поведение оценивается — политика или подозреваемого, — по мнению Свит, люди легко делают поспешные выводы, которые говорят лишь об их предвзятости. В данный момент человек может выглядеть смущенным, нервным или напуганным, но наблюдатели редко знают почему. Наблюдателю может показаться, что он заметил характерный жест, подсказывающий, что думает другой человек, но на самом деле он просто ищет причину, чтобы оправдать свое первоначальное убеждение, будто этот человек лжет или агрессивен.
Мацумото призывает людей не доверять каждому медиа-аналитику, который разъясняет язык тела. «Есть много полезной информации, которую человек может получить из невербальных сигналов, — говорит он. — Но нужно быть осторожнее».