Большие цели — для лузеров!

Большие цели — для лузеров!

Автор «Дилберта» Скотт Адамс объясняет, откуда на самом деле возникают успехи.

Саморазвитие

Знаменитый карикатурист Скотт Адамс только что запустил свой новый (кажется, уже тридцатый) бизнес — приложение-планировщик Calendar Tree. Но мы не знаем, насколько страстно он увлечен этим проектом. «Когда все получается, я чувствую страсть к делу, — говорит Адамс. — А когда нет — тогда нет».

Конечно, его волнует судьба его бизнеса. Но при этом он знает, что девять из десяти его идей не принесут успеха, и он не дает неудачам стоять у себя на пути. Он не остановился и после того, как провалились два его ресторана, затем его продуктовый бизнес, да и множество его ИТ-проектов, которые не выжили.

«Стресс или разочарование — это обычно продукт разницы между тем, что ты получил, и тем, на что надеялся, — говорит создатель известных во всем мире комиксов о Дилберте. — Я заранее ожидаю, что все мои задумки имеют мало шансов реализоваться именно так, как я хочу. Но я также ожидаю, что все, что я делаю, повысит мои шансы на успех в дальнейшем».

Никогда не давайте денег страстно увлеченному человеку

Адамс начал думать об этом, еще когда работал в банке; его босс однажды предупредил, что если видишь кого-то страстно увлеченного, не давай ему кредит: «Страсть не дает судить здраво, и именно из-за страсти и увлечения люди продолжают цепляться за явно плохие идеи». Инвестировать надо в других людей — про которых ты знаешь, что они умеют трудиться. Подобное отношение Адамс замечал и у инвесторов своих проектов: «Никто не выбирает победителя, лишь глядя на его бизнес-идею». 

Этот опыт привел Адамса к мысли, что «страсть», которую так превозносят многие бизнес-гуру — это просто чепуха. «Когда вы уже заработаете свой миллиард, вы будете весьма увлечены своим делом — ведь оно изменило вашу жизнь, — говорит Адамс. — Оно сделало вас тем, кем вы являетесь, так что ничего удивительного». Большинство думают, что страсть приводит к успеху. Адамс говорит, что «успех порождает страсть», а значит, нужно пробовать как можно больше разных дел и проектов. И иметь запасной план — или даже два.

Большие цели внушают чувство неполноценности

Это одна из главных проблем, по словам Адамса: большие цели давят на вас, заставляют чувствовать себя неудачником. «Допустим, вы решили сбрасывать по 4 килограмма каждый день. И вот вы встаете на весы и думаете: «Эх, ничего не получается» — хотя на самом деле вы стали ближе к своей цели. Это особое эмоциональное состояние — еще не успех, почти неудача, в общем, чистилище».

Именно поэтому и не нужно ставить себе гигантские цели. Во-первых, вы не знаете, правильные ли это цели (наверняка есть лучше), а во-вторых, когда вы выбрали цель, вы зашорены, у вас есть приоритеты. И ввиду этого вы упускаете возможности в смежных областях.

«Мир сегодня непредсказуем, вы не знаете, что будет с вашей карьерой через год. Невозможно предсказать, какие технологии изменят мир и не отнимет ли робот вашу работу. В этом мире выбор цели имеет свои минусы».

Впрочем, Адамс согласен, что и целям есть место в жизни, только это должны быть конкретные, простые и не затягивающиеся надолго ситуации. К примеру, разумно ставить цель, если вы участвуете в соревновании лучников или если вы хотите поступить на медицинский факультет и стать врачом. Но никогда не формулируйте цели так: «Я хочу занять место своего начальника через пять лет». В этом случае вы явно упустите много более достойных возможностей.

В жизни должна быть система

Система — это когда вы каждый день делаете что-то, что повышает ваши шансы на успех. Что-то, что делает вас в перспективе более продаваемым талантом. «У меня не было цели сделать «Дилберта» хитом, — говорит Адамс. — Он был лишь одной из многих вещей, что я пробовал в жизни. И все они отличались тем, что они, скорее всего, не сработают, но уж если сработают, то в них есть очень большой потенциал».

«Если не знать историю моей жизни, можно подумать: ну и везучий это чувак. Написал комикс и стал звездой. Но это далеко не только везение. Это и грубая сила. Я пробовал много всего разного и не знал, что из этого может получиться. В конце концов я увидел, на что реагирует рынок».

Если бы с «Дилбертом» или любым другим бизнесом у Адамса ничего не вышло, он говорит, что не стал бы воспринимать этот «временный провал как личную проблему», потому что удача — это все-таки важный фактор. Поэтому повышайте свои шансы на удачу!

Оригинал поста — www.fastcompany.com/3030518/bottom-line/dilbert-creator-scott-adams-on-why-big-goals-are-for-losers

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Свежие материалы