Городская эволюция: становятся ли животные умнее благодаря человеку?

Городская эволюция: становятся ли животные умнее благодаря человеку?

Ученые спорят, меняются ли еноты или вороны в городах, или у них просто появляется возможность на полную задействовать свой интеллект

Будущее
Фото: Dennis Church/Flickr

Поскольку грызуны, птицы и падальщики все чаще появляются в городской среде, они меняют свое поведение, чтобы максимально использовать ее. Для жителей Торонто еноты — привычные вредители. Млекопитающие обожают рыться в бытовых отходах, разыскивая остатки пищи. Несколько лет назад город начал использовать новые мусорные баки с надежно закрывающимися крышками. Но хитроумные еноты все равно нашли способ забираться внутрь. На видео, снятом репортером местной газеты The Star, животное опрокидывает мусорный бак и, что впечатляет, поворачивает ручку на крышке, чтобы получить доступ к содержимому.

Перед тем, как контейнеры были размещены в городе, их протестировали на десятках енотов. Эксперименты проводила Сюзанна Макдональд из Йоркского университета, которая изучает животных. Никому из «участников» не удалось открыть контейнер, поэтому она была удивлена, когда увидела, что на деле в городе все оказалось иначе.

«Лишь несколько енотов придумали, как открыть контейнер, — отметила она два года спустя. — Честно говоря, я уже не представляю, как еще их модифицировать, потому что некоторые еноты все равно находят способ открыть бак».

И тут возникает вопрос. Неужели безопасные замки, ловушки и барьеры, которые мы используем против так называемых вредителей, на самом деле побуждают их учиться и развиваться, чтобы перехитрить эти меры? Мы уже знаем, что городские крысы развивают устойчивость к химическим веществам, которыми мы пытаемся их травить. Возможно, то же самое происходит с интеллектом или когнитивными навыками вредителей?

Первое, на что следует обратить внимание, говорит Макдональд, — это то, что еноты в Торонто не зависят от мусорных баков, и нельзя говорить о том, что выживают лишь еноты, умеющие открывать контейнеры. Кроме того, еноты социально не обучаемы, поэтому взломщики мусорных баков не научат других это делать.

«Те немногие, которые смогли открыть бак, использовали рычаг, чтобы опрокинуть бак на механизм защелки, который при этом сломался», — добавляет Макдональд. Эти случаи были, по ее словам, «случайностью».

И все же определенная степень любознательности нужна даже для того, чтобы попытаться сломать контейнер. По словам Эмили Снелл-Руд из Университета Миннесоты, интеллект, вероятно, сыграл важную роль в выживании животных в измененных человеком местах.

Возьмите слонов, которые могут сломать электрические заборы или сдвинуть шипованные заграждения, чтобы попасть на территорию. Или японских ворон, которые ловко бросают орехи на дорогу, чтобы проезжающие машины раздавили их. Они даже поняли, что лучше всего делать это рядом со светофорами, чтобы можно было пойти и схватить раздавленный орех, когда движение остановится.

С другой стороны, по словам Снелл-Руд, определенный вид может просто эволюционировать так, что это помогает ему жить в городских условиях. Это так называемые «пре-адаптированные» виды.

«Типичная история — голуби, — говорит она. — Исторически они предположительно гнездились на скалах, а небоскребы похожи на скалы, поэтому им было не так сложно переселиться в города. Но они не особенно умные птицы по сравнению с некоторыми другими».

Тем не менее, их вполне можно назвать городскими оппортунистами. Лондонцев давно забавляют голуби, которые клюют крошки на платформах станций метро, запрыгивают на приходящий поезд и едут до следующей станции, где продолжают охоту на крошки. Такова жизнь в городе — практически каждый в конечном итоге попадает в зависимость от общественного транспорта.

Разум может помочь животному стать настоящим городским денди. По словам Сары Бенсон-Амрам из Университета Вайоминга, здесь играют роль такие черты, как смелость, поведенческая гибкость или влечение к новизне.

Бенсон-Амрам и ее коллеги в прошлом году опубликовали статью, где описали, как эти атрибуты помогают животным справиться с конкретными проблемами в городах и поселках. Например, проявление любопытства и смелости в общении с незнакомыми предметами помогает получить еду или укрытие.

Как и их сородичи из Торонто, еноты в Вайоминге продемонстрировали удивительную способность взаимодействовать с объектами, созданными человеком. Коллега Бенсон-Амрам из университета Вайоминга Лорен Стентон изучает, как еноты в городе Ларами ведут себя в клетках-головоломках, которые выдают вкусные вознаграждения.

Контейнеры с питанием размещают в пригородных районах и выдают награду (кусочек собачьего корма), только если енот нажимает одну из двух кнопок внутри коробки. Как только еноты понимают, что нужно нажимать на левую кнопку, механизм переключается. Постепенно они понимают, что теперь нужно нажимать на кнопку справа.

«Они быстро ориентируются и начинают вести себя по-другому, — говорит Стентон. — И со временем у них получается все лучше».

Полные результаты исследования еще не опубликованы, но работа предполагает, что этот вид обладает когнитивными способностями, которые могут быть полезны в городских условиях.

Однако до сих пор неясно, действительно ли городская среда делает животных со временем более умными, чем они могли бы быть.

«Возможно, мы действительно создаем более умную городскую дикую природу», — говорит Бенсон-Амрам. Однако, по ее мнению, трудно доказать, что существуют большие различия в когнитивных показателях между городскими и сельскими особями одного и того же вида. Или то, что городские вредители сегодня умнее своих предков 100 лет назад.

«Это вопрос на сто миллионов долларов», — говорит Кристофер Шелл из Вашингтонского университета.

Он приводит пример койотов. Они часто совершают набеги на мусорные баки, как еноты. В опубликованной в прошлом году статье отслеживалось поведение койотов на 60 участках в Соединенных Штатах. Половина из них были городскими, а половина — сельскими. Городские койоты были в целом более смелыми и исследовали окружающую среду больше, чем их сельские товарищи. Возможно, причина в том, что в дикой природе разумнее быть осторожным, тогда как в городе больше пользы приносит смелость.

Животные могут использовать разные стратегии в зависимости от того, какое сопротивление они встречают в городе. Исследователи бабуинов в Кейптауне попытались выяснить, меняют ли приматы свое поведение в зависимости от конкретной местности, в которой они совершают набег на еду.

Данные GPS показали, что бабуины особенно хорошо ориентировались в районах, где у рейнджеров не было уверенности в том, что с ними делать — например, распугивать их или нет. Другими словами, бабуины эксплуатировали слабые места местных патрулей рейнджеров. Они концентрировали свои усилия везде, где у них было больше шансов проскользнуть через сеть.

Доказать, что борьба с вредителями делает их более умными со временем, трудно. Доказательств в пользу этой идеи немного. Но Снелл-Руд и ее коллеги изучили образцы музейных коллекций, охватывающих 100-летний период. Они показали, что у некоторых видов грызунов и других мелких млекопитающих в средах, нарушенных человеком, образовались более крупные черепа.

Это классический признак того, что емкость мозга увеличивается, и это говорит о том, что когнитивные способности у этих видов развиваются. Впрочем, у некоторых животных, изученных группой ученых, наблюдалось уменьшение размера черепа, а значит, жизнь среди людей не всегда делает животных умнее.

Стентон надеется провести эксперимент с нажатием кнопки среди разных популяций енотов, чтобы увидеть, есть ли различия между городскими и сельскими жителями.

Снелл-Руд уверена, что измененная человеком или антропогенная среда требует, чтобы по крайней мере некоторые виды использовали интеллект для выживания. И вероятно, в результате этого происходят эволюционные изменения.

Эта гипотеза наводит на размышления: города и поселки не всегда бросают вызов природе таким образом. Городская среда в эволюционном масштабе времени — очень новый феномен. Растения и животные вокруг нас, по-видимому, вынуждены приспосабливаться в некоторой степени, но возможно, через очень длительный период эволюционное давление уменьшится.

«В то время как антропогенная среда сейчас способствует познанию и пластичности, через миллион лет все может измениться», — говорит Снелл-Руд.

Дело в том, что люди создают относительно предсказуемую среду. Животные могут слишком приспособиться к городским пространствам и не зависеть от умных стратегий. Зачем учиться решать сложные головоломки, когда можно, скажем, питаться жидкостями из канализационных труб?

Источник

Свежие материалы