€ 99.96
$ 93.78
«Вы скажете: «Я люблю тебя!», но он не поймет, что это значит»

«Вы скажете: «Я люблю тебя!», но он не поймет, что это значит»

Предприниматель и инженер Джек Лау о том, почему искусственный интеллект не будет обладать здравым смыслом, и почему это хорошо

Будущее
Фото: Московская школа управления "Сколково"

В середине октября бизнес-школа «Сколково» совместно с бизнес-школой Гонконгского университета провела дискуссию о мышлении и менеджменте будущего. Речь шла и о том, как относиться к новым технологиям и инновациям. Китайский предприниматель и председатель Swanland Managent Джек Лау рассказал о том, почему человеку не стоит бояться искусственного интеллекта. «Идеономика» публикует фрагмент его выступления. 

Сегодня я, как и всегда, встал рано  (обычно встаю часов в шесть), а так как делать особенно было нечего, я решил включить YouTube и немножко поучить русский язык. Через час я уже мог сказать: «Я люблю Москву, я люблю Сколково».

Уверен, многих из вас насмешил мой акцент, тем не менее, вы меня поняли. Признаюсь: через час изучения русского я сдался. А «я люблю» очень меня запутало. Поэтому я включил чат-бот с переводчиком, с его помощью мне и удалось многие вещи перевести.

Вообще-то я инженер — у меня диссертация в инженерной области. Как правило я ношу джинсы, а не костюм, как сейчас, а в руках у меня пицца и кока-кола. Тем не менее, сейчас у меня нет иного выбора, я надел костюм. И это похоже на то, как у нас с вами нет выбора, и нам приходится использовать новые технологии.

Вчера и позавчера я немного говорил о цифровых преобразованиях, и кто-то в аудитории задал мне вопрос. Мол, вы знаете, интересно, что мы обсуждаем технологии сейчас, потому что мобильные телефоны появились в девяностых годах, мы давно позабыли о печатных машинках, а более молодые люди вообще говорят, что они, может быть, никогда не слышали или не видели магнитофонов. Так почему мы вдруг говорим о технологиях сейчас? И действительно, почему мы вдруг говорим о технологиях? Почему мы не говорили о технологиях во времена индустриальной промышленной революции? Мы знали, что технологии – это не чудовища. Однако обеспокоенность по поводу технологий появилась именно сегодня, и у нее есть основания.

Самое страшное в технологиях для любого человека – это то, что ты постоянно слышишь разные технические словечки. Их так много: машинное обучение, искусственный интеллект, умный город, возобновляемая энергетика. Госслужащие знают их смысл? Или они только и употребляют эти словечки?

Чтобы не бояться технологий, я думаю, что необходим любопытный ум.  И очень скоро с развитием технологий — я бросаю вам вызов, — вы все сможете написать чат-бот, который будет переводить, как я сейчас вам рассказал. Не думаю, что шимпанзе это сделает, но уверен, что вы это сделаете лучше.

Но если вернуться к одному из моментов, то как нам это принять, как победить страх, и что с ним вообще делать? Так устроено, что, если вы чего-то не боитесь, то это позволяет вам развлечься. А если вы можете развлекаться, то вы продолжаете познавать и учиться. А если вы продолжаете учиться, то вы больше не боитесь. Я до сих пор помню, как некоторые мои друзья говорили: «Джек, ты мог бы приехать помочь компьютер исправить, а то Windows 10 у меня не работает, или Mac не работает?» И я всегда с удовольствием это делал, потому что достаточно нажать одну клавишу, и ты становишься героем, заслуживаешь бутылку вина или ужин. 

То есть нам нужно поощрять студентов, потому что неудача – это нормально. Пытаться – это нормально. Вот не пытаться – это не нормально. Так что вот эти технологии… да, если вы не терпите неудачу, то это как раз не является нормальным. Так что стоит взглянуть на себя и сказать: если я перестану бояться, что я смогу сделать? Какие возможности тогда передо мной откроются? Поэтому моя идея заключается в том, что технологии – это не монстры, их просто нужно принять. 

Я вечный оптимист и думаю, что технологии, искусственный интеллект и так далее, да, они заменят в значительной мере ручной труд. Но вы только подумайте: ручной труд. Вам вообще нравится дома каждый день пылесосить полы? Или бы вы предпочли, чтобы это сделал за вас робот? Итак, поскольку я оптимист, то второй вопрос: если мне не нужно тратить  время на то, чтобы мыть пол, то тогда на что я потрачу это время? Конечно, вы можете сказать, что мне не надо мыть пол, потому что я нанял служанку, а теперь у служанки нет этой работы, и мне жаль эту служанку. Да, вы абсолютно правы. Но вы подумайте: почему эта служанка всю свою жизнь тратит всю жизнь, чтобы мыть полы другим людям? 

Двадцать четыре часа, которые есть в сутках, мы можем тратить по-разному. Хорошая новость заключается в том, что искусственный интеллект — это не про мытье полов. Это об использовании ДНК, технологии геномов. Если у вас есть генетическая проблема, то можно подправить ДНК. Можно исправить генетические заболевания. Так что теперь можно сказать: о, боже, теперь нет заболеваний, я не знаю, чем мне заниматься. Но исходить из такого посыла – это не человечно.

Когда-нибудь у нас будет такой алгоритм, который удовлетворит всех нас. Это, конечно, невозможно, однако есть в этом и благоприятная сторона. Люди не должны поддаваться перекладывать принятие решений на машины. Это очень важно, потому что как только вы на это пойдете, вы уже думать не будете. Тогда возникает проблема. Потому что когда вы не думаете, тогда искусственный интеллект становится над вами, он становится хозяином, а вы становитесь рабом. Если вы об этом знаете, так как вы человек, то вы этого не допустите. Да, конечно, вы можете сесть в Tesla и указать компьютеру, чтобы он вел машину, но если он не туда поедет, то вы затормозите. Вы скажете: нет, нет смысла, я беру контроль на себя. Это очень важное различие.

Мы должны и обязаны учить людей пользоваться здравым смыслом. У машины здравого смысла нет, у искусственного интеллекта нет здравого смысла, он получает мусор – мусор и выдает. Вы скажете: «Я тебя люблю!», но он не поймет, что это значит. Искусственный интеллект этого не понимает, он продолжает делать то, что он должен делать. У искусственного интеллекта никогда не будет здравого смысла. То есть речь идет о фактическом понимании. Так что, как я уже говорил, я оптимист, меня это не беспокоит. Но когда я приезжаю домой, а там жена, может быть, занимается домашними делами, и я предпочел бы, чтобы ими занимался робот.

Свежие материалы