Лидер на беговой дорожке: как спорт помогает бизнесу
Занятия спортом — способ поддерживать деловые связи и вывести отношения между сотрудниками на новый уровень
СаморазвитиеКак превратить рядовой коллектив в команду мечты? И где руководителю найти источник энергии, который никогда не иссякнет? Лидер консалтинговой компании Support Partners Константин Борисов уверен, что спорт способен решить не только эти, но и другие проблемы бизнеса. В его книге «Командос. Как достигать больших целей вместе», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», спорту посвящена отдельная глава.
Предлагаю вам взглянуть на первую десятку самых богатых бизнесменов из российского списка журнала Forbes за 2015 год. Значительная часть героев поражает большим размером талии и вообще довольно неспортивным видом. Теперь взглянем на владельцев российских бизнесов среднего размера, начиная с Олега Тинькова и заканчивая Евгением Деминым (компания Splat). Мы обнаружим, что многие из них занимаются активными циклическими видами спорта и выглядят соответствующе.
Почему так происходит? Мне представляется логичным следующее объяснение. Огромный бизнес в известной степени работает в автоматическом режиме и от владельца почти не зависит. У собственника нет необходимости быть на работе с утра до ночи, нет потребности в том, чтобы ежедневно тратить огромное количество энергии. Тем же, кто активно вовлечен в свой текущий бизнес, сил надо много. Конечно, у них есть наемные сотрудники, но они и сами вовлечены в ключевые процессы. Если вы активно управляете каким-то бизнесом, то вынуждены толкать систему вперед, одним словом, детонировать. Регулярное занятие циклическими видами спорта — бег, лыжи, плавание, велосипед — как раз и активизирует источники энергии.
Чем хороши для руководителей циклические виды спорта? Тем, что в них вы отвечаете только за себя, ведь в беге, плавании, велоспорте пенять не на кого, кроме как на самого себя. Для индивидуалистов-западников, может быть, важнее играть во что-то командное, потому что они более склонны к индивидуальной ответственности. Русского же человека надо вытаскивать из команды, ставить перед строем и говорить: «Вот тебе велосипед — езжай».
Как спорт может работать в жизни компании? Что вы могли бы сделать как руководитель? Неплохой вариант — собрать собственную корпоративную команду и посмотреть, нельзя ли ее расширить за счет клиентов и других партнеров. Один из собственников компании из Ярославля занимается бегом. Компания открыла собственный беговой клуб и уже третий год выставляет на марафон и полумарафон корпоративную команду. Год от года команда растет, так что разговоры в столовой во время обеденного перерыва идут в том числе о том, кто как пробежал и кто как готовится. Люди стали активнее, добрее, больше общаются друг с другом.
Приведу пример моей собственной компании. Осенью 2016 года мы создали свой беговой клуб, или, как мы его называем, клуб по сжиганию жира. Занятия проходят каждое воскресенье утром в парке Горького под руководством оплаченного мной тренера, профессионального триатлониста. Сначала мы разминаемся, потом бегаем разные дистанции, в конце проводим интенсивный курс физических упражнений, а после все вместе пьем кофе. На одной из таких встреч за чашкой кофе члены клуба решили, что в августе следующего года мы совершим восхождение на Эльбрус. То есть наше общение перешло на какой-то более высокий уровень, причем, можно сказать, в прямом смысле.
После небольшой рекламы в наш клуб стали вливаться и клиенты, а также люди, с которыми я в обычной жизни не поддерживал отношений. Компания не получает прямых дивидендов от этого неформального общения, но очевидно, что оно отлично работает на удержание партнеров и построение с ними крепких деловых связей.
Во время занятий спортом приходит много интересных философских озарений. Однажды я участвовал в Берлинском полумарафоне. Представьте, 30 тысяч человек — шансов выиграть почти нет. Я пришел шеститысячным, войдя таким образом в число лучших 20%.
В какой-то момент забега я осознал простую вещь: абсолютно победить в гонке жизни ни мне, ни подавляющему большинству людей, скорее всего, не доведется. Первое, что я испытал при такой мысли, — разочарование; но вторая мысль была о том, что не нужно воспринимать всех остальных как своих соперников, ведь я все равно не смогу обогнать всех. Стоит соревноваться не с другими, а с самим собой вчерашним. Выходя на марафонскую дистанцию, надо сказать: «Хорошо, парни, моя задача не выиграть у вас всех. Вот есть время, из которого я хочу выбежать, я бегу против своего вчерашнего результата». С таким осознанием жить становится несколько легче.
Читайте подробнее о книге «Командос. Как достигать больших целей вместе» в базе «Идеономики».