€ 99.72
$ 92.34
Big Data в психологии: как компьютер вывел 4 новых типа людей

Big Data в психологии: как компьютер вывел 4 новых типа людей

Изучив черты 1,5 млн человек, американские ученые составили новую типологию личности, которая вызвала уважение даже у скептиков

Лидерство
Иллюстрация: Bandcamp

Тесты по определению типа личности чрезвычайно популярны, но если спросить о них практикующих психологов, они скажут, что результаты этих тестов мало чем лучше астрологии. Но новое исследование, основанное на огромном наборе данных о личностях 1,5 млн человек, убедило одного из самых стойких критиков типов личности заключить, что возможно, такие типы все-таки существуют.

В отчете, опубликованном в журнале Nature Human Behavior, исследователи из Северо-Западного университета в Иллинойсе выделяют четыре типа личности: сдержанный, образец для подражания, средний и эгоистичный.

Новый подход не имеет ничего общего с широко используемым тестом на типы личности Майерс-Бриггс, результаты которого выражаются аббревиатурами — INTJ (интроверсия-интуиция-мышление-суждение) или ESFP (экстраверсия-сенсорика-чувства-восприятие).

«Сообщество социальной психологии выступает против оценки личности по Майерс-Бриггс», — говорит психолог Александр Сван. Этот тест, разработанный в 1940-х годах, основан на идее швейцарского психоаналитика Карла Юнга о том, что люди могут быть сгруппированы в архетипы. (Эти архетипы не были эмпирическими находками Юнга. Это результат его оценки литературных мотивов и наблюдений за людьми, которых он знал.) Тесты Майерс-Бриггс генерируют один из 16 архетипов для каждого пользователя, но вопросы написаны плохо, говорит Сван. И несколько исследований показывают, что используемые в этом опроснике типы личности непостоянны и не могут предсказать карьерный успех или другие характеристики.

Люди пытались классифицировать друг друга на протяжении тысяч лет. «Эти идеи восходят к древним грекам, таким как Гиппократ и иже с ним», — говорит Мартин Герлах, изучающий сложные системы в Северо-Западном университете.

Герлах и его коллеги Луис Амарал и Беатрис Фарб пытаются перенести эти старые идеи в область больших данных. Не опираясь на теории Юнга, они применили относительно новый подход и проанализировали четыре огромных базы данных.

Они также заручились поддержкой психолога Уильяма Ревелла, который был откровенным скептиком идеи о различных типах личности. Он также раскритиковал сначала и новое исследование. «Я буду очень резким, — говорил он. — Моя первая реакция такова: все это вздор».

Социальные психологи сомневаются, что типы личности существуют. Черты характера — другое дело. Эти черты «могут быть последовательно измерены в зависимости от возраста или культуры», — говорит Амарал, один из директоров Северо-Западного института сложных систем. Пять общепризнанных качеств, или «большая пятерка», – это открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм.

Сван согласен, что «большая пятерка» – «хорошо продуманная модель». Длинные анкеты, состоящие, как правило, из 100 или более вопросов, определяют высокие или низкие показатели людей по этим признакам. Типичные вопросы предлагают оценить, насколько вы согласны с тем или иным утверждением. Например: «Я считаю себя человеком, который полон энергии», или «Я склонен быть недовольным».

В результате мы получаем оценки по каждому из пяти признаков, говорящие, что человек довольно покладист, например, и не имеет склонностей к невротизму. Главный недостаток «большой пятерки» заключается в том, что результаты основываются на самооценке. А действительно ли мы знаем, полны мы энергии или нет? Честно ли мы отвечаем на вопрос о недовольстве? Но сторонники отмечают последовательность этой методики: самостоятельные оценки часто совпадают с оценкой коллег.

Поскольку каждому человеку, который проходит тест «большой пятерки», присваивается пять значений, авторы исследования должны были работать в пятимерном пространстве для поиска шаблонов. «Я слышал о людях, которые могут визуализировать пять измерений в головах, — говорит Амарал. — Я определенно не один из них».

Поэтому ученые использовали сложный алгоритм машинного обучения, чтобы идентифицировать кластеры признаков в этой пятимерной популяции. С первой же попытки Амарал заявил, что результаты ошибочны.

Представьте себе арбуз, лежащий рядом с виноградом. Если единственный инструмент, который у вас есть, это ложка-шар для арбуза, вы можете зачерпнуть ею виноград, но затем вы берете арбуз и вырезаете из него маленькие шары, которых раньше не существовало. Первая модель авторов исследования была похожа на эту ложку. Они вырезали из 5-мерного пространства дюжину искусственных типов личности.

Ревелл раскритиковал их. «Я не верю в эти типы личности», говорил он нам. Ерунда», — вспоминает Амарал. Они дважды проверили модель, и психолог оказался прав.

В конечном итоге ученые разработали более надежную модель, чтобы выбрать небольшие группы (например, «образец для подражания» и «эгоистичные») и сохранить самую большую («средние»). Ревелл попросил их применить инструмент к двум дополнительным наборам данных о личностных характеристиках. И там они также нашли четыре типа.

Это в конечном счете убедило Ревелла — четыре типа личности проявлялись, как и ожидалось, везде, где бы они ни искали. В целом это исследование отражает черты личностей 1,5 млн человек из Соединенных Штатов и Англии.

Новое исследование «представляет собой очень сильный кейс по типам личности, определяемых конфигурациями «большой пятерки», — говорит Джон А. Джонсон, психолог из Университета Пенсильвании. Джонсон собрал данные о личностных качествах более чем 500 тысяч человек. Он предоставил авторам исследования доступ к этим наборам данных,.

«Что уникально в нынешнем исследовании, так это их выбор в качестве отправной точки «большой пятерки», а не каких-то теоретических типов, которые возникли в воображении теоретика», — говорит Джонсон.

Амарал и его коллеги дали кластерам названия только после того, как они были определены. Образцы для подражания получали высокие оценки по всем признакам, кроме невротизма. Чаще всего это были люди в возрасте. «Эти люди не скупые, не грубые, а добрые и вежливые, они относятся к людям с уважением», — говорит Амарал. Люди сдержанного типа не были открытыми и экстравертными, но демонстрировали покладистость и добросовестность.

Люди, которые набрали очень высокие баллы по экстраверсии и оказались ниже среднего в покладистости, добросовестности и открытости, были названы «эгоистичными». Амарал перевел это на обычный язык: в семье не без урода. Мальчики-подростки чаще, чем в среднем, бывают эгоцентричны, но эта доля уменьшается с возрастом.

«Эти 18-летние молодые люди повзрослеют, — говорит Ревелл. — За исключением некоторых, которые не взрослеют. Они становятся важными политическими государственными деятелями».

Джонсон сказал, что он не удивлен связью между типом личности, возрастом и полом. «Личность со временем меняется, очень медленно, в сторону большей зрелости: большей покладистости, добросовестности и эмоциональной стабильности», — говорит он.

Сван не так уверен в полезности этих категорий. «Слабость этих кластеров в том, что один из них называется средним», — говорит он. Он изо всех сил пытался понять, почему было выбрано такое название. Выделение категории эгоистичной личности было заслугой авторов исследования. «Вы не найдете этого в тестах Майерс-Бриггс», потому что в этих результатах всегда только «очень приятные вещи», говорит он.

Ревелл говорит, что уверен в существовании этих типов, но не уверен, какой вывод можно из этого сделать. «Тест Майерс-Бриггс так прижился, потому что людям нравится говорить: «О, я такой, — добавляет Ревелл. — Это полная ошибка».

Он предложил в качестве метафоры карту населения Соединенных Штатов. Многие люди живут в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Хьюстоне и Чикаго — четырех самых густонаселенных городах. И иногда полезно, чтобы человек идентифицировал себя как жителя Нью-Йорка. Но вы пропустите большую часть страны, если сосредоточитесь только на этих городах. Более того, город, наиболее близкий к тому, где вы живете, – это всего лишь одна характеристика, даже в контексте местоположения. «Как бы вы сказали — человек живет на севере или на юге или что он живет в Нью-Йорке или Чикаго?»

Точно так же с типами личности. «В чем их полезность? — спрашивает он. — Я не думаю, что мы действительно на это обращаем внимание».

Пока нет, во всяком случае. Ревелл собирает данные о личностных качествах на сайте SAPA-Project.org. А Герлах хочет исследовать, действительно ли люди, которых они назвали «образцами для подражания», более успешны в работе.

Источник

Свежие материалы