«Если вы найдете «вашу» идею, то мир вокруг расцветет»

«Если вы найдете «вашу» идею, то мир вокруг расцветет»

Инструкция предпринимателя Семена Кибало для тех, кто хочет стать генератором прорывных идей

Лидерство
Фото: Justin Jensen/Flickr

Владелец бренда «UniFashion» Семен Кибало, ставший миллионером в 23 года, несколько лет ведет блог «Охотник за идеями». Путешествуя по миру, он нашел десятки бизнес-идей, которые могут быть жизнеспособными и на российском рынке. О своих находках и об образе жизни предпринимателя Семен Кибало рассказал в своей книге, которую так и назвал — «Охотник за идеями». Книга выходит в издательстве МИФ. Одна из глав посвящена процессу генерации идей на миллион.

В июле 2013 года я сидел в офисе Google в Кремниевой долине и читал письма от своих подписчиков: «Семён, почему ты бесплатно публикуешь бизнес-идеи?»

Мой ответ многих шокировал: идеи ничего не стоят. Ровно 0 рублей 00 копеек. Тогда почему же некоторые зарабатывают миллионы с помощью прорывных идей?

Оценка и реализация идеи — вот что стоит денег. Это еще не всё. Важный фактор успешной реализации — найти «вашу» идею. Вы можете бесконечно скроллить сайты с идеями для бизнеса, пытаться копировать чужой бизнес, но всё окажется напрасным.

«Ваша» идея — это магический ментальный эликсир, который окрыляет, дает силы работать по двадцать четыре часа в сутки, позволяет наслаждаться каждым прожитым днем и развивать бизнес поистине в марафонском темпе. Если вы найдете «вашу» идею, то мир вокруг расцветет.

Так как же раздобыть эти самые «ваши» идеи? Очень просто: нужно научиться генерировать их.

Три способа генерации бизнес-идей:

— инновация;
— доработка;
— заимствование.

Инновации очень важны

Они меняют мир, а создавшие их люди становятся идолами для своего поколения. Такими стали Марк Цукерберг, Стив Джобс, Илон Маск. Про первых двух вы знаете достаточно, а вот имя Илона Маска до недавнего времени было на слуху лишь у небольшого круга людей. Илон — основатель крупнейшей в мире электронной платежной системы PayPal, которая в 2002 году была продана за $1,5 миллиарда. В 2003 году господин Маск основал американскую компанию Tesla Motors, которая выпустила всем известный электромобиль Tesla, а сейчас запускает ракеты в космос, чтобы к 2024 году организовать колонию землян на Марсе.

В ноябре 2013 года я ездил в Калифорнию на курсы по парашютному спорту, где мне посчастливилось побывать на презентации новой Tesla. Машина тихая, стильная, экологичная. Для нее можно подобрать еще добрый десяток эпитетов. За ней — будущее.

Инновации важны, но большинству людей я бы советовал генерировать идеи двумя другими способами. Кстати, последний пример про Tesla — это доработка идеи электромобиля.

Доработка создает удобства

Это может быть добавление дополнительного функционала или вывод товара на новый рынок.

Так поступил один предприниматель из Петербурга. Он заметил, что многие дарят шоколад не потому, что он вкусный и полезный, а просто потому, что у него красивая обертка. Он собрал команду дизайнеров и начал выпускать вкусные шоколадки в трендовых обертках. Его компания сместила акцент на упаковку и дала то, что требовалось рынку.

Другой пример — мужские носки с орнаментом. В UniFashion я хотел запустить линейку носков в цвет толстовок, но отложил эту идею в долгий ящик. Ее доработал другой предприниматель. Мы с ним познакомились в 2012 году, на бизнес-тусовке в Таиланде. Тогда он занимался финансовыми вопросами компании по продаже и установке сложного инженерного оборудования. Кто бы знал…

В 2013 году новый бренд взорвал рынок. В первые месяцы компания вышла на миллионные обороты. Что они сделали? Доработали обычные черные мужские носки. Американская «подача» цветных носков придала товарам особый стиль. Ничего гениального, простые вещи, но сделанные с потрясающим вкусом. Что же касается моего приятеля, то спустя пять лет он продал компанию за несколько миллионов рублей и запустил новые проекты.

Заимствование — это, прежде всего, адаптация

Я навсегда запомнил день, когда меня осенила идея о толстовках с названиями университетов.

В интернете не нашлось ни одного магазина, который мог бы продать мне такую. И я всё сделал сам. Для себя. И начал делать для других — как для себя. Это простой пример заимствования идеи из другой страны. Университетские куртки завоевали популярность в далекие 90-е в США и Англии, а американский кинематограф внедрил «крутость» таких вещей в массовое сознание. Оставалось лишь вывести продукт на российский рынок. Сегодня у нас собственное производство по пошиву и печати — и широкие возможности для молодых предпринимателей из других регионов развивать UniFashion вместе с нами.

Копирование идеи — путь к банкротству

Следует четко разделять заимствование и копирование. При копировании все ваши усилия направлены на слежку за конкурентами. Это отнимает много энергии. Более того, успехи конкурентов могут демотивировать и сбивать с толку.

Хорошим примером могут служить сушилки для рук нового поколения. Английская компания Dyson создала удивительную сушилку для рук: ваши руки высыхают всего за десять секунд. Впервые я увидел такой аппарат в 2011 году в Амстердаме. В 2013-м начали появляться копии — более дешевые, но отвратительного качества. В Dyson продумывали всё до мелочей и постоянно совершенствовали свои продукты, дешевые модели конкурентов всегда отставали от них, оставаясь на шаг позади.

Процесс генерации идей

Лучшие идеи находятся на пересечении двух чужих. Для того чтобы у вас родилась гениальная идея, нужно регулярно делать следующее.

Общаться с интересными людьми. Десятиминутный разговор с  творческим человеком даст вам больше идей, чем месяц в рядовом окружении.

Читать много книг. Не всегда получается пообщаться с великими людьми, зато прочитать их книги может каждый. Читайте много, читайте каждый день.

Изучать профильные блоги. Профессиональные блоги бесплатны и зачастую не хуже книг.

Найти ментора. Если вы пытаетесь совершенствоваться и искать идеи, но постоянно теряете мотивацию, то самое время найти учителя. Это дорого, но  чертовски эффективно. У меня было несколько менторов, а сейчас я и сам помогаю молодым ребятам находить себя.

Путешествовать. В поездках активизируются все пять органов чувств. Это мощнейший способ поиска успешных идей для бизнеса и жизни. Полезно общаться с иностранцами: так вы сумеете взглянуть на обыденные вещи по-новому.

Постоянно спрашивать себя: «Как сделать это лучше?» Никогда не  останавливайтесь в совершенствовании. Если вам что-то не нравится, думайте, как это улучшить. Быть может, вы станете первым, кто сумеет справиться с серьезными трудностями в той или иной области.

Записывать свои мысли. Всегда. Везде. В вашей голове постоянно течет река мыслей. Фиксируйте их хотя бы в «заметках» телефона, а лучше в таких программах, как Evernote и Trello.

Помните: всё в этом мире создавали такие же люди, как  и вы. обильный телефон, автомобиль, зубную щетку кто-то когда-то придумал. Каждый способен привнести нечто новое в этот мир. А что может быть лучше того, когда тысячи людей пользуются тем, что изобрели вы сами?

Читайте подробнее о книге «Охотник за идеями» в базе «Идеономики».

Свежие материалы