«Не забывайте дышать!» Как управлять во время кризиса
Как менеджеры склонны вести себя во время кризиса и почему так действовать не надо.
ЛидерствоМногие менеджеры склонны вести себя во время кризиса совершенно неправильно и потому упускают важные возможности, объясняет известный инвестор Брэд Фелд.
За годы работы я сталкивался с множеством бизнес-кризисов. Конечно, это не кризисы глобального масштаба, угрожающие существованию человеческой расы. Но это все же кризисы. Некоторые продолжались лишь мгновения, другие затягивались на месяцы, а один занял три года — по крайней мере, три года понадобилось, чтобы из него выбраться.
Во время кризиса я нечасто выступаю в роли CEO. Чаще всего я член совета директоров или инвестор. В результате я, с одной стороны, участвовал в антикризисных мероприятиях, а с другой — наблюдал, как лидеры ведут себя во время кризиса. Меня не раз тошнило в туалете после неприятных телефонных переговоров, но все же мне повезло в том смысле, что я находился на определенном расстоянии от кризиса.
Большинство руководителей склонны во время кризиса занимать оборонительную позицию. Первая реакция — винить кого-то другого или что-то другое. Часто вину сваливают на что-то абстрактное или неконтролируемое. Обычно это не имеет никакого отношения к сути кризиса, но находится на виду у всех, это легкая мишень. Как только объект обвинений найден, начинается атака, вследствие чего и все остальные тоже занимают оборонительную позицию. Так в начале кризиса компания оказывается в порочном кругу, где есть место только гневу, вражде, недовольству и замешательству.
Со временем я пришел к выводу, что настоящие лидеры действуют совершенно иначе. Когда разражается кризис, они не бросаются принимать меры, а делают паузу и глубоко дышат. Они начинают собирать данные о том, что на самом деле происходит, а параллельно сообщают о кризис ключевым людям, которые должны участвовать в его разрешении: совету директоров, управленческой команде и тем, кто непосредственно задействован в возникшей проблеме.
Если кризис продолжается лишь краткие мгновения, тут очень важно действовать быстро. Но если это лишь начало более общей и серьезной проблемы, особенно когда ее истинная причина еще не известна, тут же начать действовать — это худшее, что лидер может предпринять. Когда я был еще подростком, отец объяснил мне идею непредвиденных последствий и как с ними справляться. Это закрепилось в моем сознании на долгие годы.
Итак, вы оказались в центре кризиса. У руководителя в такой ситуации возникает острая потребность заняться тем, что этот кризис порождает, и разрешить проблему. Но это лишь половина дела. Если вы думаете только о том, как разрешить кризис, вы упускаете огромную возможность: усвоить новые уроки и интегрировать их в практику вашей компании. Вы же не думаете, что больше никогда не столкнетесь с кризисом? Наверняка столкнетесь. Но если вы можете поменять образ действий своей компании во время кризиса, изменить его в лучшую сторону, тогда кризис принесет вам пользу.
Так что не забывайте дышать.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.