Сооснователь Facebook: работать больше 50 часов в неделю — бессмысленно!

Сооснователь Facebook: работать больше 50 часов в неделю — бессмысленно!

О том, чем мы жертвуем ради карьеры, и нужно ли это на самом деле, высказался сооснователь Facebook Дастин Московиц. Отрезвляющий и вдохновляющий взгляд.

Лидерство
Фото: Evan Blaser/Flickr

О том, чем мы жертвуем ради карьеры, и нужно ли это на самом деле, высказался сооснователь Facebook и создатель стартапа Asana Дастин Московиц. Отрезвляющий и вдохновляющий взгляд.

На прошлой неделе я выступал перед амбициозной группой школьников в Беркли. Некоторые из них спросили меня о том, какие у меня есть сожаления — чего я не сделал раньше, чему не научился на раннем этапе карьеры, какие возможности упустил. Снова и снова я возвращался к мысли о том, что хотел бы прожить свою жизнь иначе.

2006 год был одним из лучших для Facebook — и одним из худших для меня лично.

Мне хотелось бы спать больше, регулярно заниматься спортом. Я бы хотел, чтобы я тогда принимал более правильные решения о том, что есть и что пить. Порой я потреблял больше газировки и энергетиков, чем воды. Мне бы хотелось уделять больше времени другим занятиям, которые помогли мне расти над собой невероятно быстро, как только я дал себе такой шанс.

Вы можете сказать: но если бы ты поставил перед собой такие приоритеты, не был бы твой вклад в Facebook меньше? Не стала бы компания менее успешной?

Вообще-то я верю, что был бы результативнее: был бы более правильным руководителем и более собранным сотрудником. У меня было бы меньше приступов паники, меньше острых проблем со здоровьем. Я бы меньше ссорился с коллегами, потому что был бы более уравновешенным и вел себя более обдуманно. Я бы меньше расстраивался и обижался, когда что-то шло не так и требовало от меня выкладываться еще больше, исправляя локальные катастрофы. Короче говоря, у меня было бы больше энергии, и я тратил бы ее умнее… и я был бы счастливее. Вот почему я действительно об этом сожалею: мне не кажется, что я сделал выбор между двумя достойными вариантами. Нет, я совершил глупые, ненужные жертвы с обеих сторон.

На прошлой неделе в технологической отрасли бурно обсуждали свежую статью New York Times о напряженных условиях труда в Amazon. Многие нашли текст односторонним — автор опирается на отдельные драматические истории и делает выводы о культуре компании в целом, — некоторые стали публично защищать компанию. Но как мне кажется, большинство людей и не отрицают, что это действительно напряженная профессиональная культура и что люди в Amazon действительно работают много и тяжело. Это знакомый нам аспект работы в технологическом бизнесе: в самых успешных компаниях люди работают чрезвычайно много, и для большинства это просто неподъемно.

Но так быть не должно.

Многие люди уверены, что выходные и 40-часовая рабочая неделя — это некий большой компромисс между капитализмом и гедонизмом. Но исторически это неверно. Это тщательно обдуманный результат анализа Генри Форда, проделанного в начале XX века, который изучал производство с целью максимизации прибыли. Форд обнаружил, что от людей можно добиться большего результата, если они работают меньше. С тех пор и другие исследователи изучали этот феномен.

Выводы однозначны: если вы работаете больше 40-50 часов в неделю, то дополнительная результативность от дополнительной работы быстро сокращается, а потом уходит в минус. Также ясно, что хотя методом авральной работы можно добиться более высоких результатов на несколько недель, но за это придется платить потом, когда людям неизбежно надо будет восстанавливаться. А если вы пытаетесь работать авральным методом больше нескольких недель, вы лишь становитесь жертвой иллюзии, что скорость работы выросла. Это касается всего: количества отработанных часов в неделю, количества минут, на протяжении которых вы можете сфокусироваться, количества дней отпуска в году.

Отдых важен. И компании, которые ему препятствуют, не только разрушают личную жизнь сотрудников, но и не получают ничего взамен.

Поэтому культура напряженного труда, укоренившаяся в технологической отрасли, вызывает у меня лишь глубокую грусть. Один человек, который недавно выбирал между нашим стартапом Asana и еще одной быстро растущей компанией, рассказал мне, что эта вторая команда начинает ужин в 8.30 вечера, чтобы побудить сотрудников оставаться на работе допоздна (он приступит к работе в этой компании через несколько недель). Я также часто слышу, как молодые разработчики хвастаются своими «программистскими забегами» по 48 часов подряд. Такое отношение не только вредит молодым сотрудникам, которые хотят показаться достойными, но и провоцирует эйджизм и сексизм, поскольку неявно дискриминирует людей, не способных работать в таком режиме.

Почему вообще компании это делают? Наверное, дело в том, что они 1) не знают о результатах исследований, или 2) уверены, что эти исследования или неверны, или не касаются их компании (они ошибаются), или же 3) понимают, что многие люди видят в этих извращениях профессиональной культуры признак энергичности и увлеченности команды. Думаю, все три фактора играют свою роль, и третий меня особенно задевает. Мы в Asana очень старались создать такую культуру, при которой люди не работают до изнеможения. Но иногда кандидаты говорят нам, что их тревожит — а вдруг мы движемся недостаточно быстро, вдруг мы недостаточно стремимся к цели? Не знаю, что бы я сделал, если бы считал, что эти ценности вступают в конфликт, но к счастью, никакого конфликта нет. Мы стараемся поощрять здоровый баланс работы и личной жизни в хладнокровной погоне за прибылью. Мы одновременно максимизируем и нашу скорость, и наше счастье.

Наша отрасль не до конца реализует свой потенциал. Мы могли бы добиваться большего и при этом гарантировать всем тем, кто работает в отрасли, более достойную жизнь. Если вы хотите отдать лучшие годы жизни работе, делайте это со смыслом. Вы можете добиваться великих результатов и при этом жить хорошо. Можно иметь и то, и другое — и наука говорит, что так и следует сделать.

Оговорка: я написал это с точки зрения технологической отрасли, моей отрасли, но такая же логика работает и в других индустриях и в компаниях самых разных отраслей.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Свежие материалы