«Я, мне, мое»: как эго мешает в бизнесе и что с этим делать

«Я, мне, мое»: как эго мешает в бизнесе и что с этим делать

Когда в дело вкладываешь всю душу — это не всегда правильно.

Свой бизнес
Фото: Bexx Brown-Spinelli/Flickr

Когда в бизнес вкладываешь всю душу, это иногда мешает вести дела правильно. О том, как вырулить на верный путь, рассказывает писатель, дизайнер и предприниматель Пол Джарвис.

Эго — штука забавная, когда мы работаем сами на себя и запускаем собственные продукты. Эго может быть катализатором: «К черту эту компанию, я сделаю это лучше сам». Или: «Ни один из продуктов на этом рынке по-настоящему не подходит аудитории, я могу сделать что-то получше».

Но иногда это же самое эго, которое вывело нас на путь создания собственного проекта, может завести не туда.

На прошлой неделе один слушатель моего курса для фрилансеров попросил у меня обратной связи о страничке, которую он сделал для своего продукта. Изучив ее, я написал ему, что не понимаю, что именно он продает, и объяснил, где, на мой взгляд, можно что-то улучшить. Во-первых, я просто не понял текст (это частая проблема для маркетинговых описаний, которые составляет сам создатель проекта — он слишком близок к нему, чтобы увидеть продукт с точки зрения аудитории). Так что я подробно расписал, как сделать страницу более понятной для аудитории, как провести A/B-тесты с заголовками и кнопками и как расспросить аудиторию на предмет того, какими словами и терминами лучше пользоваться.

Час спустя я получил от него злое (и очень воинственное) письмо, в котором он требовал вернуть ему деньги за курс, так как я глубоко оскорбил его, и вообще у меня не было никакого права говорить ему, что он должен сделать (хотя он прямо об этом попросил).

Я рассказываю об этом не для того, чтобы поставить этому человеку на вид. Со мной тоже такое случалось. Я делал что-то, на что уходило все мое время и все мои усилия, и потом чувствовал себя оскорбленным, когда кто-то не понимал меня. Я столько работы в это вложил, как вы смеете даже думать, что вышло не очень здорово!

Когда наш бизнес не потакает нашему эго, это задевает. Глубоко. Мы злимся, топаем ногами от злости, срываемся на кого-то. Работа на себя — это очень личное, и иногда кажется, что ты со своими идеями противостоишь всему миру.

Мы иногда так погружаемся в свою работу, что забываем о самом главном: мы строим бизнесы, чтобы служить другим людям. Конечно, и они служат нам в финансовом, эмоциональном и других смыслах, но они не могли бы и не стали бы бизнесами в полном смысле слова, если бы они существовали лишь ради потакания нашим эго. Лишь тогда, когда они обслуживают аудиторию, аудитория, в свою очередь, служит нашим интересам.

И поэтому бывает, что главный враг человека, работающего на себя — это он сам. Или, точнее, его эго. Это хитрый противник, который подкрадывается незаметно. И не обязательно он атакует, когда мы слишком зазнаемся: бывает, что мы полны сомнений в себе, все время себя критикуем и все же становимся жертвой эго. Оно необходимо нам, чтобы выступить в самостоятельное странствие, чтобы набраться смелости и начать что-то, но потом оно может стать обременением. Если его не контролировать, из-за него вы можете потерять важные связи, потенциальных клиентов, партнеров или просто бесплатные советы.

Как же не дать эго взять над вами верх?

1. Слушайте и учитесь. В любой ситуации старайтесь вспомнить, что вы не знаете всего (и это всегда правда). Всегда есть чему поучиться. Если кто-то говорит что-то, чего вы слушать не хотите, пользуйтесь этим как возможностью научиться чему-то (хотя бы даже понять, почему вы не хотите его слушать, почему вы не согласны с его словами и т.д.).

2. Откажитесь от контроля. Все равно контроль — по большей части иллюзия. Чем меньше вы пытаетесь контролировать и чем больше вы принимаете, что вы не властны над мыслями и ощущениями других (по поводу ваших продуктов или даже по поводу вашего характера) — тем лучше. Ваша идея, ваш продукт, ваша работа могут и не принести никаких плодов. Это погано, ага, но это не конец света, и это не значит, что вы не можете попробовать что-нибудь еще.

3. Если вы просите кого-то о помощи или обратной связи, все время возвращайтесь к пунктам 1 и 2. Мы слишком часто задаем людям вопросы, на которые — как нам кажется — у нас уже есть ответы. Если вы о чем-то спрашиваете, для этого есть реальная причина.

Я тут же выполнил просьбу этого парня о возврате платы за курс (хотя время для таких просьб для него давным-давно прошло). Просто потому, что я веду бизнес вот так. Я также написал ему, что не намеревался его обижать — я хотел помочь (потому что он об этом попросил). Я даже предложил подробнее рассказать о тех переменах, которые предложил ему, и отправил материалы о том, как проводить A/B-тесты. Он так и не ответил, и у меня нет с этим проблем.

Отступать от того, что требует эго — необходимо. Это помогает понять, что что-то не так, и может быть, нужно попробовать что-то другое.

Кроме того, бессмысленно принимать как личное оскорбление чужое несогласие или непонимание того, что вы сделали — а это непременно будет происходить. Не позволяйте зверю взять над собой верх, лучше спросите себя: а чему я могу здесь научиться?

Свежие материалы