Миф о неопытности: почему лучшие лидеры — вечные новички

Миф о неопытности: почему лучшие лидеры — вечные новички

Оказывается, многие успешные люди сознательно поддерживают в себе ощущение, что они только-только занялись своим делом. Но как?

Лидерство
Фото: Tambako The Jaguar/Flickr

Лиз Уайзман, создатель и руководитель знаменитого «Университета Oracle», обучающего подразделения одноименной IT-корпорации,  рассказала блогу First Round Review  о том, какие преимущества дает руководителю ощущение (и установка), что он еще новичок в этом деле. Мы выбрали несколько интересных соображений.

Опыт создает слепые пятна. Со временем мы приобретаем новые знания, мудрость, информацию, которые подкрепляют нашу интуицию. Растет наша уверенность в себе, наши сети — но одновременно растет и число слепых пятен. Когда мозг улавливает некий паттерн, он перестает придумывать новое. Мы больше не ищем выбивающиеся из ряда вон возможности, упускаем их. Когда мы оказываемся в уже знакомой ситуации, мы автоматически даем уже известный нам ответ. Мы начинаем отвечать на вопросы еще до того, как они были заданы. Мы больше не видим новые данные или контраргументы.

Возникают мысленные «шрамы». Чем больше у вас опыта, тем больше у вас и неприятных воспоминаний, после которых остаются шрамы, постоянно напоминающие о ваших ошибках. И это опять-таки создает слепые пятна.

Невежество может усиливать ваши результаты. Резкая кривая обучения подразумевает, что вы начинаете с невежества. Это фаза, в которой, даже столкнувшись с важными и трудными задачами, мы можем сказать себе: «Ну ведь не так уж это сложно — я справлюсь». Только потом, когда мы начинаем копать глубже, мы начинаем понимать, насколько это трудно, видим разрыв между тем, на что способны мы и на что способны окружающие. Тогда начинается отчаяние, паника — мы ищем людей, которые знают, что делают, и могут помочь. А в состоянии отчаяния мы лучше всего учимся — ведь у нас нет другого выбора.

Уайзман заметила особый тип профессионала и лидера: вечный новичок. Это успешные специалисты, руководители, предприниматели, у которых много лет опыта, но которые, несмотря на это, сохраняют способность мыслить и относиться к своей работе так, будто делают ее в первый раз. Изучая этих вечных новичков, Уайзман выделила несколько их общих характеристик.

1. Они склонны смягчать риск, а не рисковать вовсю. Они учатся нарезать работу тонкими слоями, тестировать результаты на ходу и изымать риск из этого процесса.

2. Они никогда не удовлетворены. Они разделяют презрение к посредственности.

3. Они любопытны. Им всегда хочется знать обо всем, даже если это не относится к их нынешней работе или текущим задачам.

4. Они скромны. Не в смысле низкой самооценки, а в смысле готовности учиться у каждого, независимо от его места в иерархии.

5. Они любят игру. И это не значит, что они отвлекаются на игры посреди работы: сама работа увлекает их и становится игрой.

Как сохранить эти черты в себе? Уайзман говорит, что у таких лидеров и профессионалов есть специальные ритуалы, помогающие оставаться новичками. Создатель компании Hurley Sports (которую позже приобрел Nike) Боб Херли всякий раз, когда заходил в тупик, вспоминал, как много лет назад столкнулся на пляже с чемпионом-серфингистом Уэйном Бартоломью. Тот предпочитал серфить с начинающими, потому что заряжался от них энергией. Точно так же и Боб в тяжелые моменты идет общаться с любителями, болтает с ними, и это освежает его взгляд на мир.

Легендарный режиссер Франсуа Трюффо в начале карьеры купил книгу о режиссуре. И перед началом работ над каждым фильмом он шел в тот же магазин и покупал ту же книгу, перечитывал ее и вспоминал, каково это — не понимать, что ты делаешь. А один успешный CEO технологической компании, когда никак не может найти решение, идет по улице в одном направлении и не сворачивает, пока не придумает достаточно новаторскую идею. Иногда прогулка получается очень долгая.

Источник

Свежие материалы