Рейтинг бизнес-клубов Москвы для предпринимателей и управленцев

Рейтинг бизнес-клубов Москвы для предпринимателей и управленцев

Партнерский материал
Фото: austindistel/Unsplash

По версии Романа Скворцова, сооснователя строительной компании VITAGOR

Пять лет назад мы с компаньоном открыли свое дело — компанию по строительству беседок с барбекю и бань под ключ. Поначалу дело шло тяжело: оборот был небольшим (около 10 млн за 2019 год) для дорогого продукта. На зиму 2019-2020 года даже пришлось вернуться в найм — работал менеджером по продажам в салоне каминов.

С тех пор многое изменилось: оборот вырос до 120 млн рублей за 2022 год с хорошей рентабельностью, штат компании расширился до 40 человек. До конца 2023 года планируем вырастить оборот до 200 млн рублей. Теперь мы занимаемся только этим бизнесом и планируем и дальше его масштабировать — например, расширить спектр услуг и начать строить частные дома.

Большую роль в успехах «Витагора» сыграло обучение — за ним я обращался в бизнес-клубы. Расскажу, в каких мероприятиях участвовал, что принесло больше всего пользы, поделюсь некоторыми алгоритмами и инсайтами.

Мой рейтинг бизнес-клубов, в которых я обучался

В течение последних пяти лет я посещал четыре бизнес-клуба. Если распределять места исходя из пользы, которую участие в клубе принесло бизнесу и лично мне, получится такой рейтинг:

  1. Клуб Т5. Среди участников много строителей, можно обменяться опытом. Много нового для себя узнал и применил. Еще нравится семейная атмосфера — ощущение, будто пришел на встречу с друзьями.
  2. Терра. Классный клуб, где обучают бесплатно — а значит, наставников мотивируют результаты их учеников, а не деньги. К сожалению, мне не подошла программа их Школы управления, но наставничество все равно могу смело рекомендовать.
  3. Бизнес Молодость. Добавила мотивации и помогла с нетворкингом.
  4. Лайк Центр. Программа курса, который я купил, не совсем подошла под мои задачи, но думаю, что в некоторых случаях такое обучение может дать хороший рост.

Теперь расскажу о каждом клубе поподробнее. Начну с того, что дал для бизнеса больше всего — именно его я регулярно посещаю по сей день.

1-е место: клуб Т5

Когда начал посещать: в августе 2021 года.
Мероприятия: мастермайнды с наставниками, лекции.
Стоимость: делаем ежемесячные взносы по принципу «кто сколько хочет». Деньги идут на организационные расходы, развитие клуба и благотворительность.

Наставники обучают бесплатно, если ученик нравится, при этом ученик может выбрать наставника. Я тоже веду мастермайнд в клубе — если вы строитель, буду рад вас видеть на нем.

Когда я пришел в Т5, нашей компании было около полутора лет. Ситуация была непростая: оборот был низким, около 10 млн рублей в год — это мало для ниши, где строительство одной беседки стоит от 2 млн рублей, — из работников были только мы с компаньоном, а прибыль сильно зависела от сезона. В первую зиму мы снова работали в найме — зарабатывали деньги, чтобы снова вернуться к бизнесу в высокий сезон.

Хотелось понять, как масштабировать бизнес, чтобы работать только над ним.

В клуб я попал через наставничество в Терре. Я учился у Андрея Кальченко, который также состоял в клубе Т5. Он познакомил меня с Павлом Костюковым, основателем Т5, который также вел мастермайнды в Терре и вскоре стал моим наставником.

Наши результаты после 2,5 лет в клубе: ежемесячный оборот 10 млн рублей — больше, чем на старте было в год. Бизнес вырос: сейчас у нас работают 20 штатных сотрудников и еще около 20 — в строительных бригадах. Пришли к первоначальной цели — теперь зарабатываем только в своей компании.

В клубе помогли разобраться с продажами, маркетингом, наймом. Кроме того, я смог получить ответы на вопросы, с которыми раньше никто не мог помочь: например, что делать зимой, когда у строителей низкий сезон.

Важная часть того, что я узнал в клубе — алгоритмы найма персонала. С их помощью мы наняли первых сотрудников и управленцев для разных направлений: продаж, маркетинга, производственной части.

Приведу пример алгоритма, который я использую. Допустим, мне нужно рассмотреть кандидата на должность менеджера по продажам. Среди важных качеств такого специалиста — ориентация на результат, а не на процесс: нам нужно, чтобы менеджер продавал, а не просто выезжал к клиентам на поговорить. При собеседовании задаю вопросы, связанные с этим качеством: например, прошу перечислить три главных жизненных достижения. И ориентируюсь на ответ.

Первый может ответить, что в прошлом году трижды становился лучшим продавцом там, где работал, добился конверсии 15%, а также получил золотую медаль в школе и красный диплом в университете. Второй — что он коммуникабельный, ответственный и, допустим, пунктуальный. Получается, что первый кандидат ориентирован на результат, а второй либо не понял вопрос, либо нам не подходит.

В Т5 много маркетологов, и в принципе здорово дают знания о маркетинге и рекламе. Нас научили, как организовать постоянный поток заявок и увеличить их количество.

С маркетингом у нас в свое время возникла проблема. Мы продвигались раньше в основном в Инстаграме* и Фейсбуке*, пользовались таргетированной рекламой. В принципе умели получать недорогие лиды. Но после блокировки этих соцсетей случился, скажем так, коллапс.

В клубе помогли разобраться в других каналах — например, как получать лиды из Яндекс Директа. Раньше мы выделяли на него не больше 5% бюджета, а теперь он стал основным источником трафика. Разобрались, как создавать посадочные страницы, запускать кампании, на что обращать внимание при найме директолога. Считаю, что Директ довольно сложный, поэтому нам пришлось много людей протестировать, прежде чем найти тех, с кем работаем сейчас.

За время участия в клубе количество заявок выросло со 100 до 1000 в месяц, при этом цена лида сократилась в 2,5 раза. Сейчас выезд замерщика на объект стоит нам примерно 4000 рублей — для нашей ниши это немного.

В продажах тоже произошли перемены. Раньше у нас были платные замеры, и мы с компаньоном сами выезжали на объекты. Выезд на объект для оценки стоил 2500 рублей. Часть клиентов отказывалась от замера и расчета сметы на таких условиях — получалось, что у нас было меньше заявок для обработки.

В первые полгода в клубе нам постоянно советовали сделать замеры бесплатными и нанять менеджеров. Наконец, мы согласились: перестали брать деньги за выезд и наняли первых продавцов. Бесплатных замеров стало в разы больше, и количество продаж выросло.

Сейчас у нас два отдела продаж с разными руководителями, и задач хватает на всех.

Мне часто говорят, что и я сам изменился. Ощущаю, что изменилось мировоззрение, подход к жизни и людям. Я стал оценивать ситуации с разных ракурсов и по-разному на них реагировать. Также прокачал свои предпринимательские качества — например, готовность идти на риск и жертвовать стабильностью ради лучших результатов.

Думаю, что прокачался и с точки зрения психологии. Если раньше у меня этот аспект не был развит — я слабо понимал людей и не мог им что-то советовать, — то благодаря лекциям в клубе стал лучше разбираться в теме. Теперь применяю знания в жизни и могу дать взвешенный адекватный совет, если потребуется.

Топ-5 инсайтов, которые я получил в Т5. Расскажу о наблюдениях, которые помогли мне улучшить результаты в бизнесе и повысить качество жизни.

1. Отпуск — это тоже часть моей жизни и обязательное условие продуктивности. Без качественного отдыха сложно развивать бизнес. Поэтому мы с компаньоном договорились, что будем со следующего года отдыхать по 4 недели в году, а не по одной, как раньше.

2. Запас энергии не бесконечен, его нужно регулярно пополнять. Сейчас ищем для себя источники энергии — такие занятия, которые помогают подзарядить батарейку.

С недавнего времени я практикую медитативные прогулки: хожу около получаса по парку, считая шаги или отслеживая вдохи и выдохи. Потом, когда приезжаю на работу, чувствую эффект: получается быстрее сфокусироваться на задачах. Такие привычки имеют накопительный эффект: после одной медитации не появится невероятная продуктивность и ясность мыслей, но со временем улучшения станут заметны.

3. Иногда люди слишком много рационализируют, и я в том числе. Придумывают отговорки, почему бизнес не растет, винят во всем неприбыльную нишу или что-то еще. А по факту мы чего-то упорно не делаем, — например, не внедряем то, что советует наставник. И проблема решается действием.

4. Нужно выводить на стажировку сразу нескольких человек. Единственный кандидат может передумать — тогда придется проходить все этапы найма заново. Если кандидатов 4-5, повышается шанс быстро нанять сотрудника.

5. Роли в команде нужно раздваивать. Это значит, что за определенные процессы не может отвечать один человек — их должно быть минимум двое. Например, кажется, что достаточно одного маркетолога — но что, если он заболеет или уволится? Поэтому нанимаем второго. А система, в которой 3-4 сотрудника на функцию, становится еще устойчивее.

Мероприятия в клубе проходят в формате мастермайндов и лекций.

Я посещаю мастермайнды Павла Костюкова, основателя клуба и моего наставника. Там мы разбираем вопросы участников. Среди них:

  • Как нанять менеджеров отдела продаж на процент, без оклада? При условии, что они ездят на замеры на личных автомобилях.
  • Как нанять руководителя отдела продаж или другого управленца в компанию?
  • Как адаптировать сотрудников?
  • Какая мотивация должна быть у маркетолога, у контекстолога и других сотрудников?
  • Как занять новую нишу или полностью сменить направление?

В Т5 есть несколько других наставников. Мне нравится, что они проводят мастермайнды не по своим нишам, а по ключевым компетенциям: например, по продажам или маркетингу. Так можно быстрее попасть к человеку, который знает ответ на твой вопрос.

По пятницам в 18.30 в клубе проходят лекции Школы менеджмента. Там разбирают темы, связанные с наймом персонала, управлением компанией, организацией лидогенерации и продаж, психологией.

Клуб Т5 — место для нетворкинга. Здесь можно познакомиться и пообщаться с коллегами по цеху — особенно интересно будет маркетологам и строителям.

Другие участники клуба помогали мне с разными вопросами. Например, когда у нас была проблема с наймом из-за высокой конкуренции за сотрудников на рынке труда, я обращался к ребятам из кадрового агентства. Попросил их посмотреть вакансию и дать советы о том, как сделать наем эффективнее, какие инструменты лучше использовать.

В области маркетинга тоже обращался за советами: например, просил прокомментировать нашу посадочную страницу, рассказать, что можно улучшить.

С наймом мне помогали Александр Миляев и Екатерина Малиновская. С маркетингом — Денис Стрекалов, Марина Компаниец, Валерий Дячук.

Также я ценю клуб за семейную, почти домашнюю атмосферу. Я знаю большинство ребят, и каждый раз приезжаю на мастермайнд или лекцию как на встречу с друзьями. Кроме того, мы часто проводим вместе время вне обучения: ходим в баню, ездим на шашлыки. В ближайшее время поедем в Переяславль-Залесский — погуляем по городу, походим на экскурсии.

Я — наставник в клубе Т5. Занятия с учениками проводятся в формате мастермайндов: участники приходят с вопросами, и мы все вместе ищем на них ответ.

Помогаю начинающим ребятам, потому что сам не так давно прошел этот путь. Разбираемся, как настроить рекламу, нанять первых сотрудников, выстроить отдел продаж. Могу рассказать, как нанять менеджера в кол-центр или протестировать гипотезу в Директе с небольшим бюджетом.

Из недавних успешных кейсов — ремонтная компания в Москве. Основатели — студенты, бюджета на рекламу вообще не было. В итоге они пошли путем партнерки: начали искать людей, которые могли бы им передать заказы за процент. Нашли дизайнера интерьера, получили объекты, затем в том же ЖК разместили свою рекламу и получили еще пять заказов. Ребята доказали, что даже с нуля, без бюджета можно начать свой бизнес и привлечь клиентов.

Рассказал в интервью своему наставнику, как работает наш с компаньоном бизнес, что делали для роста, где брать лиды и чем афганский казан отличается от обычного

2-е место: Терра

Когда посещал: попал туда три года назад и проходил года полтора.
Мероприятия: мастермайнды с наставниками, лекции в школах.
Стоимость: бесплатно.

В Терре я попал в наставничество к Андрею Кальченко, а оттуда — в Т5. Собственно, спасибо Терре за это. Также посещал в Терре занятия Павла Костюкова, который сейчас руководит клубом Т5 — многое узнал от него.

Я посещал мастермайнды в клубе: там предприниматели обсуждали вопросы с наставниками, помогали друг другу. Также ходил в Школу управления, приобрел теоретические знания. Применить их пока не смог, потому что они рассчитаны скорее на крупные бизнесы, а не на малые, как у меня.

Школу управления ведет основатель клуба Терра — бизнесмен с многомиллиардным бизнесом. Мне пока рановато туда идти. Думаю, она здорово поможет тем, у кого в компании уже от 15 руководителей.

В клубе есть наставничество, и оно может быть полезно каждому — и начинающему предпринимателю, и бизнесмену с определенным опытом. Там много наставников по разным направлениям — например, здорово развита актуальная тема Вайлдберриз.

В Терре меня поразило, что люди бесплатно делятся крутыми алгоритмами. Это здорово. Когда обучаешь бесплатно, ты больше вкладываешься в людей, успех ученика — бонус для наставника. Наставник делится с душой, а не для прибыли.

Со временем я тоже стал наставником в Терре и был им где-то в течение года. Помогал новичкам, которые приходили с маленьким бизнесом или с идеей. Когда они уходили, у них был запущен сайт, реклама, при необходимости запущен наем менеджеров по продажам. То есть мы создавали базу, получали первые лиды, нанимали первых сотрудников.

Впечатление о клубе осталось положительное. Но важно разделять инструменты для новичков и для опытных предпринимателей — так можно получить больше пользы.

3-е место: Бизнес Молодость

Когда посещал: был там давно — года четыре назад.
Мероприятия: однодневное офлайн-мероприятие с участием Петра Осипова и Михаила Дашкиева.
Стоимость: 500 рублей.

Благодаря БМ я захотел заняться бизнесом, попасть в эту среду. Видел ролики на Ютубе с их мероприятий — все они были веселые и мотивирующие. Помню, что очень хотел попасть на такую встречу, и однажды все-таки попал. Мне понравилось, и я начал копить на курс в Москве за 40-50 тысяч рублей.

На тот момент я жил в Волгограде. Шел 2020 год, и офлайн-мероприятия — эти яркие шоу — прекратились из-за карантина. Все перешло в онлайн. А я все-таки хотел попасть на курсы вживую. Когда подумал, что можно все-таки попробовать вебинары, БМ вообще закрылась.

Также я зарегистрировался в их приложении для предпринимателей — это было что-то вроде социальной сети. Общался там с людьми, с некоторыми договаривался о встречах в формате «с меня кофе, с тебя — истории о бизнесе».

На смену Бизнес Молодости пришли другие подобные проекты — например, Лайк Центр, который закрывает мой рейтинг.

4-е место: Лайк Центр

Когда посещал: года два назад.
Мероприятия: вебинары в записи и в реальном времени, общие созвоны с куратором группы.
Стоимость: около 45 тыс. рублей

Я проходил в онлайне программу «Скорость» — кажется, она длилась два месяца.

Участники смотрели вебинары в записи и в реальном времени — кажется, пару раз даже Аяз Шабутдинов проводил такие мероприятия, разбирал некоторые кейсы. Кроме того, нас распределили в группы по направлениям — я был в стройке. Кураторы групп проводили еженедельные созвоны, отвечали на вопросы. Плюс была платформа с еженедельными заданиями.

Обучение ничего не дало бизнесу — но не потому, что курс плохой, а потому что формат и информация из него не подошли лично мне.

«Скорость» — это про кучу работы короткими итерациями. Возможно, я не влился в ритм. На тот момент я уже участвовал в других клубах и понял, что информация, которую дают в Лайк Центре — не совсем то, что мне нужно. Например, мне не нужно было искать инвестора или делать презентацию бизнеса — этому уделяли много времени на курсе. У меня были другие вопросы — например, что делать зимой, в низкий сезон. Наставники не смогли на них ответить, потому что программа заточена под другое.

В итоге я не прошел программу целиком, потому что формат не мой. Возможно, подобная программа будет интересна ребятам, которые в самом начале пути, хотят быстрых результатов и готовы ради них много работать.

Вместо заключения: что могут дать клубы и как найти свой

Участие в бизнес-клубах позволило мне:

1. Познакомиться с новыми людьми, наладить контакты для бизнеса и найти друзей.
2. Вообще попасть в бизнес-тусовку, вдохновиться.
3. Получить знания об управлениях и помощь в сложных вопросах от людей, которые уже сталкивались с подобным.

Тем, кто ищет подходящий клуб, могу посоветовать отталкиваться от направления. Например, в Т5 маркетологи и строители встретят много коллег, а в Терре можно найти наставников по продажам на Вайлдберриз, SMM и множеству других ниш.

Клуб может быть полезен даже тем, кто только планирует открыть свое дело — например, прорабу, который решил уйти из чужой компании и основать свою. Наставники помогут разобраться с базовыми вещами, обойти подводные камни и преодолеть трудности.

Если вы только начинаете свой бизнес или просто определились с нишей, обращайтесь — буду рад новым знакомствам. Чтобы задать вопросы, можно записаться на мой мастермайнд в клубе Т5.

*Компания Meta, в которую входят Instagam и Facebook, признана экстремистской организацией и запрещена на территории России.

—————
Реклама: ООО «Лабарум Групп», ИНН 9705183039, erid: 2SDnjeb9NCG
Свежие материалы