Клара и солнце: история дружбы робота и человека

Клара и солнце: история дружбы робота и человека

Легендарный предприниматель и филантроп Билл Гейтс рассказывает в своем блоге о новой книге Кадзуо Исигуро и о мыслях, которые она у него вызвала

Будущее
Кадр из фильма «Короткое замыкание»

Большинство художественных произведений о роботах, кажется, можно поделить на две категории: рассказы о том, как они собираются убить всех нас, или истории, как роботы становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Хотя мне нравится и первый вариант — первые два фильма о Терминаторе не зря считаются классикой, а в «Черном зеркале» есть несколько потрясающих эпизодов, затрагивающих эту тему — но больше меня привлекают книги и фильмы, в которых роботов изображают в позитивном свете.

Роботы сыграют огромную роль в нашем будущем, и художественная литература — отличный способ понять, как это может быть. Поэтому, когда я узнал, что Кадзуо Исигуро написал новый роман о роботах под названием «Клара и Солнце», мне не терпелось взять его в руки. Я читал «Остаток дня» много лет назад, и он великолепен. Последняя книга Исигуро написана столь же вдумчиво и красиво.

Клара из названия — это «искусственная подружка», которая составляет компанию больной 14-летней девочке Джози. История разворачивается в антиутопическом будущем, где детей «подтягивают» генетически, чтобы они были умнее. Этот процесс сопряжен с риском, и именно поэтому Джози больна. Дети учатся исключительно в онлайн-школах, так что у многих из них есть друзья-роботы, такие как Клара, чтобы восполнить недостаток социального общения. Мы мало что знаем о мире за пределами дома Джози, но в книге то и дело говорится о терроризме и экологических катастрофах.

Клара запрограммирована на глубокое сочувствие и любопытство по отношению к миру. Поскольку книга рассказана от первого лица, мы видим все с ее точки зрения, что одновременно увлекательно и странно. В какие-то моменты ты почти забываешь, что она не человек.

Один из самых ярких моментов книги — то, как в интерпретации Исигуро Клара видит мир. У нее нет одного большого поля зрения, вместо этого она видит окружающее как серию пиксельных блоков. В результате появляются довольно дикие описания. Например, так Клара говорит о встретившейся ей взрослой женщине: «В одном блоке ее было видно только от талии до верхней части шеи, а соседний блок был почти полностью занят ее глазами». Меня это немного сбивало с толку, хотя и было хорошим напоминанием о том, что Клара не похожа на нас, какой бы человечной она ни казалась временами.

Читая книгу, я не мог не думать о том, что из этого рисует картину нашего вероятного будущего, а что — чистая выдумка. Я верю, что когда-нибудь в нашей жизни появятся и роботы-компаньоны, и утилитарные роботы. Клара по большей части компаньонка. Она не делает того, что, казалось бы, должен делать утилитарный робот — то есть не приносит вещи и не готовит еду. Ее назначение почти полностью социальное, и хотя я не знаю, будут ли у нас когда-нибудь такие эмоционально сложные роботы, как она, возможно, в следующем десятилетии появятся достаточно хорошие роботы-компаньоны.

Работа в этой области ведется весьма серьезно, особенно в отношении роботов-компаньонов для пожилых людей. Одиночество — настоящая проблема для здоровья в пожилом возрасте, которая увеличивает риск преждевременной смерти. Этот факт стал еще более очевидным из-за социальной изоляции, с которой многие пожилые люди столкнулись во время пандемии. Исследования показывают, что домашние животные значительно облегчают это бремя. Роботы-компаньоны, такие как Клара, станут следующим шагом.

Мне интересно, как люди будут относиться к таким роботам — как к элементам технологий или как к чему-то большему. Во многих историях о роботах говорится о том, что происходит, когда мы начинаем воспринимать их как людей. В «Кларе и Солнце» Джози, кажется, понимает, что ее спутница не живая, но в некоторых сценах мама Джози относится к Кларе как к еще одной дочери. (В фильме «Она» речь идет скорее об искусственном интеллекте, чем о роботе, но в нем у человека развиваются сложные чувства по аналогичному сценарию.)

Я склонен думать, как Джози, и относиться к роботам как к машинам, какими бы умными и похожими на людей они ни становились. В книге «Тысяча мозгов» Джефф Хокинс подробно исследует, какие моральные обязательства мы несем перед машинами. Должны ли мы чувствовать себя виноватыми, отключая искусственный интеллект, если он такой человекоподобный, как Клара? Хокинс считает, что ответ «нет». Я согласен с ним, хотя могу представить себе будущее, в котором другие люди с этим не согласятся.

Исигуро, безусловно, заставляет задуматься о том, на что может быть похожа жизнь со сверхразумными роботами. Он не претендует на звание технолога или футуриста, но его взгляд на искусственную жизнь, тем не менее, провокационный. В конце книги кто-то спрашивает Клару, считает ли она, что ей удалось достичь своей цели, и она отвечает: «Да, я считаю, что хорошо выполнила услуги и помогла Джози не быть одинокой». В мире, полном историй о машинах-убийцах, было приятно читать о будущем, в котором роботы сделают нашу жизнь лучше — даже если они все усложняют.

Источник

Свежие материалы