€ 95.62
$ 89.10
Не будь собой: насколько искренность полезна в работе

Не будь собой: насколько искренность полезна в работе

Профессор организационного поведения школы бизнеса Insead Ли Хуанг рассказывает об исследованиях, посвященных искренности и креативности

Лидерство
Кадр из мультфильма «Коты-аристократы»

По словам бесчисленных идеологов в области менеджмента, успех в нашу сложную эпоху сводится к трем простым словам: просто будь собой. Действительно, искренность представляется как путь к большему счастью и более выгодным взаимоотношениям с руководителями и клиентами.

Однако исследователи представили несколько убедительных контраргументов. Например, стойкая приверженность своему истинному «я» (которого, возможно, даже не существует) снижает способность лидеров идти на ценные компромиссы и вступать в коалиции. Искренность лидеров также приводит к негативным последствиям, когда она выглядит вне закона — проблема, которая особенно затрагивает женщин и других лидеров со статусом «чужак».

Мое недавнее исследование показало еще менее ожидаемую обратную сторону культа искренности. Оказывается, креативность — которая считается ключевым фактором в борьбе с послековидной рецессией — выше, если человек не всегда искренен. Фактически, люди лучше мыслят творчески, когда совершают физические действия, которые противоречат их душевному состоянию. Это явление также известно как «диссонанс между разумом и телом» (ДРТ).

Измерение диссонанса между разумом и телом

Диссонанс между разумом и телом может быть различных форм — от лидера команды, кивающего во время нескладной презентации, до гордого менеджера, принимающего похвалы с внешней скромностью.

В серии исследований с участием почти 500 человек я экспериментально манипулировала эмоциональным состоянием и физическим выражением эмоций с помощью случайных заданий. Например, я просила участников подумать о счастливом или грустном моменте, который они пережили, а затем написать о нем, улыбаясь или хмурясь, или сыграть роль человека с большой или маленькой властью, приняв зажатую или экспансивную позу соответственно.

Затем участникам были предложены «несвязанные» задачи: например, придумать новые варианты использования обычных предметов или нарисовать существо с другой планеты. Пара судей, не знавших об экспериментальных манипуляциях, оценивала каждого по шкале креативности. Результаты показали четкую закономерность: участники, испытавшие диссонанс между разумом и телом, придумали больше нестандартных и новых идей, чем те, кто действовал «искренно», то есть чьи выражения лица или тела соответствовали их внутренним ощущениям.

Почему? Диссонанс, похоже, усиливает восприимчивость к нетипичным идеям, что в свою очередь развивает творческое мышление.

В более ранней работе мы с соавтором обнаружили, что участники, которые испытали этот тип диссонанса, более открыты для широких, свободных определений и ассоциаций — например, могут представить, что чеснок — это овощ, а сумочка — предмет одежды. Моя недавняя работа показала, что они больше согласны с такими утверждениями, как «в настоящий момент меня привлекают ситуации, которые можно интерпретировать более чем одним способом», «мне больше нравится пробовать новые идеи, чем использовать пользующиеся доверием методы» и «для меня очень важно выделяться». В свою очередь, такое мышление прогнозировало склонность участников генерировать нетрадиционные идеи и нетипичные решения.

Дар природы

Связав все воедино, мы предполагаем, что диссонанс между разумом и телом создает непривычное напряжение, которое заставляет разум разрабатывать новые идеи, соответствующие аномальной ситуации. Этот феномен объясняется эволюцией: выживание наиболее способных к адаптации особей способствует повышению чувствительности к изменениям окружающей среды, а также развитию быстрой и гибкой реакции.

Если этот диссонанс — дар природы, помогающий человечеству справляться с аномалиями, то больше всего от него выигрывают те, кто обычно огражден от такого напряжения. В одном исследовании мы увидели, что влияние ДТР на креативность более выражено у тех, кто впервые с ним столкнулся. То есть больше всего пользы он может принести старшим менеджерам: им приходится проходить корпоративное обучение в защиту искренности, и это, вкупе с высоким рангом, устраняет потребность и желание быть неискренними.

Это подводит нас к еще одному недостатку культа искренности. Он предполагает, что неискренность — это норма, от которой нужно отклоняться, но исследования говорят об обратном. Во-первых, людям сложно притворяться. Во-вторых, они не любят внутренние противоречия, такие как ДРТ, и идут на все, чтобы их избежать. Исследование 2015 года подтвердило, что люди, которым пришлось быть неискренними, считали себя грязными и в буквальном смысле хотели принять душ. Следовательно, ДРТ может быть менее распространенным, чем мы думаем. И это хорошая новость с точки зрения креативности — значит у большинства сотрудников достаточно возможностей, чтобы воспользоваться преимуществами диссонанса.

Великолепие «Тайного босса»

Конечно, рабочее место — это не лаборатория, и менеджеры, к счастью, не имеют явных полномочий контролировать, как сотрудники стоят или сидят, и c каким выражением лица они это делают. Но суть ДРТ — использование физического действия, чтобы отойти от ментального статус-кво и побудить к креативности — можно реализовать на рабочем месте. Вот несколько идей, чтобы дать толчок вашему воображению.

Начнем с того, что лидеры могут на время занять позицию начального уровня, как в реалити-шоу «Тайный босс». Поведение, связанное с работой на передней линии (и даже ткань и покрой униформы), хотя и кажется чужим и, возможно, несовместимым с психологическим состоянием руководителей, скорее всего, позволит им по-новому взглянуть на свою организацию.

Организации могут поощрять сотрудников работать в другой культуре. Знаменитый шеф-повар Гордон Рамзи на несколько месяцев покинул привычную современную кухню и отправился в кругосветное путешествие. Он побывал, например, в крошечной вьетнамской деревне, где научился готовить рисовые лепешки, и на исландских скалах, где ловил тупиков. Физические движения, которые вы делаете, сидя на ветхих кухонных табуретках или неуклюже разбираясь с сеткой для ловли птиц, — это вид диссонанса, который, как показывают мои исследования, дает людям наподобие Рамзи еще больше возможностей для творчества.

Во время командных выездных мероприятий можно поощрять физические ролевые игры. Проводя что-то подобное, организации должны создать психологически безопасный фон. Сотрудники должны чувствовать себя расслабленными, не подвергающимися оценке. Им важно понимать, что чувствовать себя неловко или неудобно — это нормально. На самом деле, в этом и смысл. Общий тон должны задавать руководители. Это побудит всех участвовать по-настоящему.

Коротко говоря, действия, которые нарушают привычный, аутентичный язык тела, вызывают нестандартное мышление и способствуют развитию творческих способностей и устойчивости.

Источник

Свежие материалы