Буква против «цифры»: что полезнее — читать или смотреть?
Обозреватель The Conversation Стивен Хан разбирается, какие ресурсы лучше подходят для обучения
БудущееВо время пандемии многие преподаватели университетов отказались от заданий из печатных учебников и переключились на цифровые тексты или мультимедийные курсы.
Как профессор лингвистики я изучал, чем электронная коммуникация отличается от традиционной печатной, когда дело касается обучения. Одинаково ли человек понимает текст, читая его на экране и на бумаге? И действительно ли прослушивание и просмотр контента так же эффективны, как чтение, при охвате одного и того же материала?
Ответы на оба вопроса часто — «нет». Причины связаны со множеством факторов, включая снижение концентрации, развлекательное мышление и склонность к многозадачности при потреблении цифрового контента.
Печатный текст против цифрового
Если говорить о текстах, которые состоят из сотен слов, то обучение оказывается более эффективным при чтении на бумаге, чем с экрана. Череда исследований подтверждает этот вывод.
Преимущества печатного текста особенно ярко проявляются, когда экспериментаторы переходят от постановки простых задач — таких как определение основной идеи в отрывке для чтения — к задачам, требующим ментальной абстракции, — например, схематичное изображение выводов из текста. Чтение печатного текста также повышает вероятность запоминания деталей — например, «Какого цвета были волосы у актера?» — и обстоятельства событий — «Авария произошла до или после политического переворота?»
Исследования показывают: как ученики начальной школы, так и студенты университетов считают, что получат более высокие баллы в тесте на понимание прочитанного, если прочтут его в цифровом формате. Однако на самом деле они набирают больше баллов, когда читают перед тестированием печатный материал.
Педагоги должны знать, что метод, используемый для стандартизированного тестирования, может повлиять на результаты. По данным исследований, норвежские десятиклассники и ученики третьего-восьмого классов из США показывали более высокие результаты, когда тесты проводились с использованием бумаги. В исследовании, проведенном в США, отрицательные эффекты цифрового тестирования наиболее сильно проявлялись среди учащихся с низкими показателями успеваемости по чтению и инклюзивных учеников.
Мы с коллегами подошли к этому вопросу иначе. Вместо того, чтобы предложить учащимся прочесть текст и пройти тест, мы спросили, как они оценивают свое обучение при использовании печатных или цифровых материалов для чтения. И старшеклассники, и студенты колледжей в подавляющем большинстве ответили, что чтение на бумаге лучше для концентрации, обучения и запоминания, чем чтение в цифровом формате.
Эти расхождения частично связаны с физическими свойствами бумаги. Люди часто связывают свои воспоминания о прочитанном с тем, насколько глубоко это было в книге или где это было на странице.
Но не менее важна и ментальная перспектива, и то, что исследователи чтения называют «поверхностной гипотезой». Согласно этой теории, люди обращаются к цифровым текстам с мышлением, подходящим для социальных сетей, и прилагают меньше умственных усилий, чем при чтении печатных изданий.
Подкасты и онлайн-видео
Учитывая распространение перевернутых классов, где студенты слушают или просматривают лекции перед тем, как прийти на занятие, наряду с более общедоступными подкастами и онлайн-видеоконтентом, многие школьные задания, которые ранее предполагали чтение, оказались заменены прослушиванием или просмотром. Эта перестройка ускорилась во время пандемии и перехода к виртуальному обучению.
В исследовании с участием профессорско-преподавательского состава университетов США и Норвегии в 2019 году, мы с профессором Университета Ставангера Энн Манген обнаружили, что 32% преподавателей в США теперь заменяют тексты видеоматериалами, а 15% — используют видео со звуком. В Норвегии эти цифры были несколько ниже. Но в обеих странах 40% респондентов, которые изменили подход в последние 5-10 лет, сообщили, что сегодня они меньше читают.
Основная причина перехода на аудио и видео — отказ студентов читать заданный материал. Хотя эта проблема не нова, исследование, проведенное в 2015 году с участием более 18 тысяч выпускников колледжей, показало, что только 21% обычно прочитывает все произведения по списку.
Аудио и видео могут казаться более интересными, чем текст, поэтому преподаватели все чаще прибегают к этим технологиям — например, рекомендуют просмотреть доклад на TED вместо чтения статьи одного и того же человека.
Максимальная концентрация
Психологи продемонстрировали, что когда взрослые читают новости или транскрипцию художественной литературы, они запоминают больше содержания, чем если бы они слушали идентичные фрагменты.
Исследователи обнаружили аналогичные результаты, когда студенты университетов читали статью, а не слушали подкаст с текстом. Связанное с этим исследование подтверждает, что студенты больше теряют концентрацию при прослушивании аудио, чем при чтении.
Результаты с младшими школьниками аналогичны, но с некоторыми особенностями. Исследование, проведенное на Кипре, показало, что связь между навыками аудирования и чтения меняется, когда дети учатся читать более бегло. Если второклассники лучше понимали текст при прослушивании, то восьмиклассники — при чтении.
Эти исследования перекликаются с результатами других изысканий. Например, ученые из Испании обнаружили, что ученики четвертого-шестого классов, которые читали тексты, демонстрировали гораздо большее погружение в материал, чем те, кто смотрел видео. Авторы подозревают, что студенты «читают» видео более поверхностно, потому что считают его развлечением, а не обучением.
Коллективное исследование показывает, что у цифровых медиа есть общие черты, которые мешают обучению. К ним относятся снижение концентрации, развлекательный образ мышления, склонность к многозадачности, отсутствие фиксированной физической точки отсчета, ограниченное использование аннотаций и редкое повторение того, что было прочитано, услышано или просмотрено.
Цифровые тексты, аудио и видео играют образовательную роль, особенно когда предоставляют ресурсы, недоступные в печатном виде. Однако для получения максимального результата обучения там, где необходимы умственная концентрация и рассуждения, преподаватели и родители не должны считать, что все носители одинаковы, даже если они содержат одни и те же слова.