Никто не услышит: 5 страхов аудиоблогера
Кристина Вазовски рассказывает, как делать подкасты и ничего не бояться
СаморазвитиеПодкасты потеснили радио: авторские аудиоблоги активно записывают, слушают и обсуждают все, кому не лень. Многие задумывались о собственном подкасте, но бояться начать. Кристина Вазовски, основательница студии «ТОЛК» и автор книги «Подкаст за две недели» рассказывает о том, что пугает начинающих аудиоблогеров, и как с этим справиться.
Страх № 1
У меня отвратительный голос
Собственный голос в записи кажется неприятным только потому, что слышать его непривычно. Он вроде похож на ваш голос, но чуть-чуть отличается — отсюда и возникает отторжение. Все дело в том, что свой голос живьем и на записи мы воспринимаем по-разному. Себя мы слышим сразу через несколько резонаторов: через кости, мягкие ткани, воздух. Например, заткнув уши, мы слышим себя по-прежнему хорошо, но с иным тембром. А вот записывающее устройство «слышит» наш голос только через воздух, так же как и окружающие нас люди. Поэтому при воспроизведении записи мы ощущаем, что из нашего голоса изъят привычный нам низкочастотный регистр.
Личный опыт. Когда я слушаю свой голос в записи, казавшийся мне очень противным в начале подкастерской карьеры, то понимаю, что он очень даже приятный.
Что делать? Дать себе время. Поверьте, после 10 часов монтажа своего первого подкаста (если вы монтируете сами, то это время потратите всего лишь на пару выпусков) вы привыкнете к своему голосу. Скорее всего, за эти 10 часов он не станет казаться вам красивым, но точно перестанет быть противным. Добавьте еще 30 часов монтажа следующих трех выпусков, и ваш голос зазвучит для вас приятно.
Страх № 2
Я не умею говорить
«Я начинаю смущаться и говорить как пятиклассник», «Я постоянно оговариваюсь и сбиваюсь, у меня скачут мысли», «У меня много слов-паразитов, я не умею говорить красиво», «Мне нужно много времени, чтобы четко сформулировать свою мысль»: сетование «Я не умею говорить» облачается в разные формулировки, и все они относятся к недовольству собственной речью. Страх, в свою очередь, вызван тем, что наша несовершенная речь записывается и ее сможет услышать кто угодно. Следующий виток деструктивных рассуждений приводит к мысли: «Когда эту несовершенную речь услышат, то все непременно поймут, что на самом деле я не такой умный человек, каким до этого казался. Особенно в сравнении с другими подкастерами».
Однако большинство подкастов, которые вам нравятся, приятно слушать именно благодаря тому, что их создатели вкладываются в качественный монтаж. Отсюда выводим спасительную мысль: вам не обязательно идти на курсы по технике речи, чтобы в подкасте вас было приятно слушать. Как только научитесь монтировать, вы поймете, что можете соединять одно предложение из нескольких, не говоря уже о том, чтобы придать голосу более чистое и динамичное звучание.
Личный опыт. Мою тревожность снижает понимание, что всегда можно вырезать или поправить неудачно сказанное. Это помогает расслабиться во время разговора и не думать о том, что и как ты говоришь. Иногда это работает во благо. Иногда — расслабляет так, что на этапе монтажа приходится помучиться. Тем не менее если вы у руля монтажа, то всегда можете приблизить свою речь к своим личным стандартам ачества.
Что делать? Для решения этой проблемы есть два пути. Оба одинаково рабочие, хотя один короче. Первый — тренироваться выступать публично. Чем больше вы говорите вслух и формулируете мысли в публичных беседах, тем лучше звучит ваша речь. Второй (короткий) путь — освоить базовые навыки монтажа.
Страх № 3
Мой подкаст никто не будет слушать
В расширенной формулировке этот страх звучит так: «Я сделаю подкаст. Это будет продолжение меня, мое большое детище. Я вложу в подкаст всю душу, но его никто не заметит. Никто не станет его слушать. Никто не заинтересуется тем, что я делаю и говорю». Этот страх маскирует другой, более глубинный, — страх обнаружить свое несовершенство перед миром. Но в подкастинге (как и везде) важно отделять себя от своей работы и продукта как ее результата. Подкаст не слушают не из-за вас, а по конкретным причинам, например не очень хороший звук или недостаточное количество эпизодов и люди не готовы инвестировать свое время в совсем новый подкаст. Или автор подкаста не занимается его продвижением и не научился наращивать его аудиторию.
Личный опыт. Когда я начинала, у меня был круг поддержки: мама, папа, друзья, но я не имела своей аудитории. Все, кто были на меня подписаны, следили за моей жизнью не потому, что я — Кристина Вазовски, а потому, что я — подруга или бывшая одноклассница. Первые слушатели были именно из этого ближнего круга, но это не уменьшало радость от релиза подкаста. Когда мой подкаст прослушали 50 человек, я ликовала. И вы будете!
Когда мой подкаст послушали 1000 человек, я очень радовалась. И когда слушателей стало 10 000. Сейчас общее число прослушиваний моих подкастов — более миллиона, и я по-прежнему радуюсь.
Если вы регулярно создаете качественный подкаст, аудитория будет расти.
Что делать? Не паниковать, не спешить и последовательно заниматься развитием подкаста. Если подкастер понимает, как работает система продвижения и что делать с подкастом для наращивания аудитории, то популярность даже не самого интересного подкаста начнет расти. И для человека, у которого нет большой и заряженной аудитории на других платформах, этот рост покажется магическим.
Страх № 4
Негативные и оскорбительные комментарии
Еще один страх, который может останавливать вас в запуске подкаста: я свое детище опубликую в подкаст-приложениях, а потом придет кто-нибудь и напишет мерзкий комментарий.
Подкастинг — это интимный и анонимный процесс, и вы будете мечтать и молить ваших слушателей, чтобы они вам писали что-то в комментариях. Этот страх лучше отложить на полгода с начала запуска подкаста. Тем не менее давайте разберемся, к чему готовиться.
Когда незнакомые люди приходят комментировать ваш подкаст и начинают в подробностях расписывать, что с вами не так и почему ваш подкаст — бессмысленная болтовня, это больно. Если комментарий грамотно написан и аргументация звучит более-менее логично, это очень больно. И если с откровенно мерзкими комментариями себя можно успокоить объяснениями, что автор — несчастный тролль, то со спокойно-негативными отзывами справляться, безусловно, гораздо сложнее.
Личный опыт. Сейчас я легче отношусь к негативным комментариям, чем вначале. Первые полгода меня физически трясло от плохих отзывов в подкастприложениях. А потом я стала известнее и сравнила комментарии под своим подкастом и под своими статьями в модных изданиях. Вывод следующий: за одну статью я получала больше негативных комментариев, чем за год существования моего подкаста. Это подтвердило мое ощущение, что в своем большинстве аудитория подкастов — очень приятные люди, намного приятнее комментаторов на YouTube.
Спойлер. Вряд ли вам будут писать что-то откровенно неприятное в первые полгода. В самом начале вашу аудиторию составляет плотный круг друзей и знакомых: они будут делиться подкастом со своими адекватными друзьями и знакомыми, подкаст станет потихоньку развиваться, а вы — получать поддерживающие отзывы. Чтобы подкаст привлек внимание совсем не имеющих к вам и вашему кругу общения людей, он должен вырасти и стать заметным. Другими словами, вам должно сильно не повезти, чтобы хейтеры наткнулись на вас в самом начале.
Что делать? Старайтесь чаще напоминать себе, что всегда есть люди, которым не нравится то, что вы делаете. И если вы делаете что-то публично, этих людей будет больше одного. Также напоминайте себе, что люди, которые делают новые и необычные проекты, всегда получают в свой адрес негативную реакцию от тех, кто застрял в своих представлениях о том, как правильно.
Получать негативные комментарии действительно очень неприятно, но вы не обязаны это терпеть. Если вы в какой-то момент поймете, что критика вас демотивирует и отравляет вам жизнь настолько, что продолжать делать подкаст не хочется, то, возможно, не стоит на себя давить и говорить: «О’кей, я все равно буду заниматься этим проектом». Скорее всего, публичность вам не подходит, и это совершенно нормально.
Если вы боитесь получить негативные высказывания в свой адрес (или уже их получили и сильно расстраиваетесь), спросите себя: «Захотелось бы мне написать мерзкий комментарий просто так?» Подумайте, есть ли среди ваших знакомых адекватные люди, пишущие оскорбительные комментарии? Пишет ли подобные комментарии Владимир Познер, Юрий Сапрыкин и любой другой, кого вы уважаете? Скорее всего, целевой аудитории вашего подкаста эта практика чужда. Вы делаете подкаст для них, а не для случайных хейтеров. И бессодержательные негативные комментарии лишь неизбежный побочный эффект из-за доступности вашего подкаста в интернете.
Страх № 5
Я начну делать подкаст, вложусь финансово — и брошу
Допустим, вы финансово вложились в оборудование, дорогой хостинг, в джингл и обложку и еще всем-всем-всем рассказали, что теперь вы подкастер и будете заниматься этим всю жизнь. А потом внезапно поняли, что вам тяжело: вы отдаете больше, чем получаете, и вообще ошиблись с представлением о том, подходит ли вам подкастинг. Как не начать фрустрировать?
Во-первых, если вы держите в руках эту книгу, то описанный сценарий можно предотвратить. Книга поможет вам сделать ваш подкастерский прототип (или MVP, как говорят модные ребята из IT), то есть получить какой-то результат при минимальных вложениях. А во-вторых, определите для себя, сколько времени вы готовы пробовать, и только после намеченного срока принимайте решение — тратить деньги или нет.
Чтобы понять, подходит ли вам подкастинг, достаточно выпустить пять-шесть эпизодов (обычно это занимает от полутора до трех месяцев). Не стоит принимать решение о серьезных финансовых вложениях до этого момента. Сначала нужно убедиться, по какому сценарию разворачивается ваше подкастерское становление. Первый сценарий: вначале тяжело, затем вы понимаете принцип работы и разгоняетесь. Второй сценарий: вы на энтузиазме делаете первые шесть выпусков, потом подготовительная работа превращается в рутину и начинает тяготить.
Если вы запустите подкаст и поймете, что продолжать не хочется, все равно это будет классный опыт. К нему не нужно относиться как к провалу, ведь по сути это движение вперед. Вы не только приобрели новые знания, но и не стали тратить время на то, что вам не приносит удовольствия. Это однозначно успех.