Не будь дохлой рыбой: можно ли развить в себе харизму?

Не будь дохлой рыбой: можно ли развить в себе харизму?

Редактор Strategy + business Теодор Кинни рассказывает о новом исследовании лидерских практик

Лидерство
Фото: Kristof/Flickr

Питер Друкер, мерило всего в менеджменте, не особо задумывался о харизме лидера. В книге 1992 года «Менеджмент будущего» он описывает, как его попросили провести семинар на тему «Как обрести харизму» в крупном банке, и, читая это, кажется, слышишь, как он скрипит зубами.

«История не знает более харизматических лидеров, чем триада XX века, в которую входят Сталин, Гитлер и Мао. Эти так называемые лидеры причинили человечеству столько зла и страданий, сколько никто другой, — возмущается Друкер. — Но эффективное лидерство не зависит от харизмы. Дуайт Эйзенхауэр, [бывший госсекретарь] Джордж Маршалл и Гарри Трумэн были исключительно эффективными лидерами, но харизмы у них не больше, чем у дохлой макрели».

Антипатия Друкера к харизме понятна. Будучи австрийцем, работавшим в Германии, он стал свидетелем восхождения Адольфа Гитлера и был вынужден бежать в Лондон через несколько месяцев после того, как в январе 1933 года Гитлер стал канцлером. Но Друкер, похоже, путает эффект харизмы с целями ее применения.

А если поразмыслить, кажется, что харизма все-таки способствует эффективности лидерства. «Метаанализ данных, охватывающих почти четверть века, показал, что харизматичные лидеры не только обладают способностью вдохновлять свои команды на все более высокие уровни производительности, но и формируют более глубокие уровни приверженности в душе», — пишут Стивен Мартин и Джозеф Маркс в книге «Посланники: к кому мы прислушиваемся, к кому нет и почему».

Звучит многообещающе. Но что, если лидер действительно обладает харизмой не больше, чем дохлая макрель? Можно ли ее культивировать?

Для начала нужно определить, что такое харизма, — а это не так просто. Мартин и Маркс признают, что ей сложно дать определение, но приводят пару характеристик, которыми обладают лидеры, считающиеся харизматичными.

Во-первых, это способность сформулировать коллективное сознание и видение, поддерживающее чувство общности у последователей. Второе качество называется динамизм. Американская психологическая ассоциация определяет динамизм как личностную черту, «отмеченную жизнерадостностью, отзывчивостью, спонтанностью и общительностью, но по уровню ниже экстраверсии или одержимости». Я не ассоциирую динамизм с Гитлером, Сталиным или Мао, но Мартин и Маркс считают, что это такие проявления поведения, как экспрессивность, энергия и энтузиазм, которые заставляют последователей прислушиваться к словам лидера и действовать в соответствии с ними.

Если это так, то харизма — слово происходит от греческого charis, означающего божественную благодать или обаяние, — не магический дар, предоставленный только избранным. Скорее это результат умения лидера общаться определенным образом.

К такому выводу пришли Джон Антонакис, Марика Фенли и Сью Лихти из Университета Лозанны в исследовани, целью которого было понять, можно ли научить руководителей среднего звена быть более харизматичными. Авторы определили набор «харизматических приемов для лидера». Затем они обучили им случайную группу менеджеров. Результат: через три месяца после тренинга мнение коллег о лидерских качествах руководителей улучшилось.

Авторы исследования определили вербальные и невербальные приемы для руководителей. Вот что делают лидеры:

  • Они используют метафоры, чтобы упростить свои тезисы, вызвать эмоции и символические ассоциации.
  • Они рассказывают истории и анекдоты, которые делают их слова более понятными и запоминающимися, а также позволяют сотрудникам идентифицировать себя с главными героями.
  • Они озвучивают моральные убеждения и общие чувства, чтобы продемонстрировать единство со своими последователями.
  • Они устанавливают высокие ожидания для себя и транслируют другим уверенность в том, что оправдают эти ожидания.
  • Они используют ораторские приемы, в том числе контрасты, чтобы сформулировать свои тезисы и сфокусировать внимание, списки, чтобы создать впечатление полноты, риторические вопросы, чтобы сформировать ожидания, и загадки, которые требуют ответа или решения.
  • Они используют язык жестов, выражения лица и оживленный голос, чтобы передать эмоциональное состояние, продемонстрировать страсть и получить поддержку.

К счастью, научиться использовать эти приемы несложно. Исследователи разработали пятичасовой семинар, где преподается харизматическое лидерство и его важность. Они рассказали о перечисленных выше приемах и проиллюстрировали их кадрами из фильмов, например, «Общество мертвых поэтов». Затем они дали менеджерам возможность продемонстрировать эти приемы в своей речи и дали им обратную связь. В конце сеанса каждый руководитель получил результаты всесторонней оценки, проведенной до начала обучения, и копии нескольких особенно эффективных речей, включая знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». После этого менеджеры разработали краткий план личного развития и отрабатывали использование приемов несколько раз в неделю.

Если вы хотите укрепить свою харизму, то вам нужно составить собственную программу развития. Если только вам, как и мне, не покажется слишком болезненной мысль о том, чтобы пересмотреть «Общество мертвых поэтов».

Источник

Свежие материалы