Хотите лучше запоминать вещи? Рисуйте их!
Исследователи обнаружили, что рисование помогает лучше запоминать слова, термины и понятия, даже если рисовать абы как
СаморазвитиеРисунок стоит тысячи слов… Когда речь идет о том, чтобы раскрыть понятие, безусловно, так и есть. Но также рисование может иметь значение для памяти. По крайней мере, так считает Мира Фернандес и ее коллеги из Университета Ватерлоо в Канаде. В своей публикации в журнале Current Directions in Psychological Science они утверждают, что, по результатам их исследовательской программы, рисование оказывает «удивительно сильное влияние» на память и в качестве мнемонической техники может быть особенно полезно для пожилых людей – и даже людей с деменцией.
Фернандес и ее коллеги впервые выявили то, что они называют «эффектом рисования» – если быстро нарисовать на листе картинку, ассоциирующуюся со словом (например, «грузовик» или «груша»), то эти слова гораздо лучше воспроизводятся в памяти, чем если их несколько раз написать. Всего лишь четырехсекундный рисунок давал лучшие результаты, чем мысленное представление предметов или просмотр изображений.
Далее исследователи рассмотрели вопрос о том, помогает ли рисование запоминать более сложные термины и понятия. Они обнаружили, что участники исследования, у которых была минута, чтобы нарисовать изображение, представляющее, например, «изотоп» или «спору», с большей вероятностью запоминали их смысл, чем люди, которых просили выписать определения. «Как и в случае с отдельными словами, мы полагали, что рисование облегчает запоминание, по крайней мере частично, потому что оно требует уточнения значения термина и перевода определения в новую форму (рисунок)», — пишут исследователи.
По сути, существуют различные компоненты процесса изображения слова или понятия, которые в совокупности и помогают памяти. Если людей просили скопировать существующий рисунок (чтобы заставить их проделать соответствующие движения рук и кистей, а не действовать по своему усмотрению) или создать рисунок, который они ни разу не видели (позволяя им проделать самостоятельные движения руками, но не давая зрительно запомнить конечный результат), и то, и другое улучшало память, – но меньше, чем если бы им разрешили сделать и то, и другое сразу. «Память улучшалась по мере добавления компонентов», — отмечают исследователи.
Далее Фернандес и ее коллеги выяснили: хотя пожилые люди хуже молодых помнят слова, которые они выучили после написания, нет никакой разницы между этими двумя возрастными группами в способности запоминать слова, которые они нарисовали. Воодушевленная этими результатами, команда попросила 13 человек с диагнозом «деменция», живущих в специализированных интернатах, нарисовать либо записать 60 слов, которые зачитывались вслух. Результаты показали «значительное» преимущество слов, которые были нарисованы, а не написаны. Если получится доказать, что рисование также помогает с другими видами памяти, эта стратегия может быть практически полезной для людей с деменцией.
В некоторых случаях рисунки пациентов выглядели, как каракули. Но насколько хорошими или плохими были рисунки, не играло роли. Да, в большинстве экспериментов исследователи оценивали способность участников создавать яркие изображения, а также их опыт рисования, но ни то, ни другое не коррелировало с эффективностью памяти. Рисование приносит преимущества в плане запоминания даже людям, которые с трудом могут нарисовать схематичного человечка.
Предстоит провести еще много исследований, чтобы понять, какие именно преимущества в запоминании дает рисование применительно к разным терминам, событиям или концепциям. Но «в совокупности результаты демонстрируют, что рисование – это надежная стратегия кодирования, которая может значительно улучшать – и улучшает – производительность памяти», — заключают исследователи.