«Ты полный идиот»: когда жесткая критика полезна
Негативные комментарии на работе могут вогнать в депрессию. Но есть категория людей, которые находят такую критику крайне важной и даже добиваются ее
Лидерство СаморазвитиеМногие люди ненавидят получать негативные отзывы и также стараются их не высказывать, опасаясь, что это вызовет гнев, расстройство или даже слезы.
Но некоторые люди на самом деле хотят слышать критику на работе и даже стремятся ее получать. Кто эти люди?
Последние исследования проливают свет на их внутреннюю жизнь. Люди, которым требуется фидбек, считают, что могут улучшить свои навыки и способности. Они ставят личные цели и поэтому убеждены, что критика — это инструмент, помогающий им достичь этих целей, а не наоборот. На работе у них есть близкие друзья, и у них обычно высокий уровень самоконтроля и самосознания.
Тренер по продажам Чери Спетс Фармер говорит, что много лет назад она осознала: коллеги замечают ее недостатки раньше, чем она сама. Она вспоминает проблемы на новой работе в продажах, когда она спросила коллегу: «Как ты думаешь, что я делаю неправильно?» Мисс Фармер была удивлена, когда ее коллега, не задумываясь, посоветовал ей больше сосредоточиться на предложениях по специальным акциям.
«Это был момент озарения», — говорит Фармер, которая сейчас владеет собственной консалтинговой фирмой. Она поняла, что если не спрашивать, то ты последним увидишь свои собственные слабости. С тех пор она всегда просит коллег и клиентов критиковать ее.
Противостоять критике — естественная реакция. По данным Harvard Business School, некоторые люди так боятся негативной оценки, что начинают избегать коллег, от которых ее услышали.
«Разница между людьми, обладающими высоким самосознанием, и всеми остальными заключается в том, что первые проходят через этот дискомфорт и все равно просят об обратной связи», — говорит Таша Эврих, организационный психолог и автор книги о самосознании «Insight».
Согласно исследованию 2017 года, проведенному Крисом Байроном из Университета Джорджии, люди, которые хорошо воспринимают критику, часто убеждены, что они могут стать умнее и лучше на работе. Тот, кто воспринимает интеллект как неизменное качество, с большей вероятностью почувствует себя под угрозой, если начальник не даст ему желаемый отклик.
Кристофер Моливадас часто спрашивает своих руководителей о том, что он может сделать лучше. Если они отвечают, что он хорошо справляется, он пытается добиться конкретики. «Нужно получить фидбек и сообщить им, что вы его приветствуете», — говорит Моливадас, региональный торговый представитель фирмы по оказанию услуг в сфере недвижимости. Когда ему однажды сказали, что он слишком сосредоточен на деталях и не тратит достаточно времени на более крупные проблемы, он решил больше узнать о стратегическом мышлении. Он читал книги, просил отклика у подчиненных и работал с тренером Тимом Аллардом.
«Этот парень — просто какая-то машина в плане обучения», — говорит Аллард, совладелец консалтинговой фирмы Odyssey. По его словам, люди, которые ищут негативную обратную связь, «хотят быть лучшей версией себя. Они внутренне мотивированы на рост».
Согласно исследованиям 2017 года, проведенным под руководством Стейси Финкельштейн из Университета Стоуни-Брук в Нью-Йорке, люди, которые поддерживают тесные связи с другими людьми на работе, стремятся получить более жесткие отзывы и внести изменения на их основе.
У Брайана Бинке, президента и генерального директора рекрутинговой фирмы Birmingham Group, давние дружеские отношения с несколькими другими владельцами аналогичных фирм. «Мы бросаем вызов друг другу, чтобы стать лучше», — говорит Бинке. Когда он недавно попросил друзей оценить его подход к управлению издержками, критика коллег заставила его перераспределить обязанности некоторых сотрудников.
Бинке воспринимает критику не как оскорбление, а как вотум доверия, как если бы его друзья говорили: «Я знаю, если ты просто пораскинешь мозгами, то сможешь это исправить».
Согласно исследованию 2011 года, реальных экспертов критика, как правило, мотивирует, они считают ее показателем того, насколько хорошо они продвигаются к своим целям. Новички же более жаждут получить похвалу и интерпретируют ее как подсказку насчет того, стоит ли двигаться к этой цели дальше.
Недавно консультант по вопросам коммуникации и управления изменениями Робин Камарот была поражена критикой ее предложения со стороны потенциального партнера. Этот удар застиг ее врасплох. Но, по ее собственному признанию, это также побудило ее удвоить энергию и концентрацию.
«Как будто тебя ужалили, и ты думаешь:«Вот я тебе покажу!», — говорит она. Когда позже она получила по этому предложению положительные отзывы от начальника, она поняла, что критика была весьма полезной.
Эврич рекомендует взять паузу на раздумье перед тем, как отвечать на критику.
Лони Фриман была поражена, когда босс на ее первой работе сказал, что она часто прерывает других и заканчивает предложения за них. Она отрицала это, но он настаивал. Она спросила мнения друга, и когда он согласился с ее боссом, Фримен решила внимательнее прислушиваться к окружающим.
«Для меня это стало поворотным моментом, — говорит Фримен, вице-президент по человеческим ресурсам PR-агентства SSPR в Колорадо-Спрингс. — Было немного обидно, но я также видела, как я выросла над собой».
Руководители могут помочь сотрудникам, показав пример и обратившись за отзывами, говорит Рейчел Эрнст, вице-президент компании Reflektive.
Если давать оценку в начале дня, когда самоконтроль сотрудников не подорван усталостью или стрессом, это повышает шансы на хорошее восприятие, говорится в исследовании 2016 года, проведенном под руководством доцента организационного поведения Университета Торонто Рейчел Руттан.
А по данным исследования 2018 года, проведенного Элиссой Адаме из Университета Аризоны, руководители также должны подчеркивать способность сотрудников учиться и изменяться. Вместо того, чтобы говорить им, чтобы они не совершали ошибок, скажите: «Я говорю вам это потому, что возлагаю на вас большие надежды, и я знаю, что вы можете их оправдать».