Site icon Идеономика – Умные о главном

Стартап

Иллюстрация: Your Hidden Potential

Стартап (от англ. startup) — общее название предприятий, существующих недолгое время. По более конкретному определению, которое дал гуру стартаперского движения Стив Бланк, стартап — это временная организация, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели.

Сам термин впервые был использован в журнале Forbes в 1976 году и в Business Week в 1977-м, но получил широкое распространение в 2000-х.

Известный инвестор, основатель бизнес-инкубатора Y Combinator Пол Грэм выделил 13 принципов в жизни стартапа. Среди них, например, выбор подходящих сооснователей, быстрый запуск, высокий уровень обслуживания и, самое главное, понимание пользователей.

Он же заявил, что быть основателем стартапа — все равно, что кататься на лыжах.

«Когда только начинаешь этим заниматься и вдруг хочешь притормозить, инстинкт подсказывает отклониться назад. Но в таком случае ты просто теряешь контроль и с бешеной скоростью несешься вниз. Так что освоение лыж — это еще и умение подавить этот импульс. Со временем вы приобретете эти новые привычки, но поначалу это нужно делать сознательно. Поначалу нужно составить список — что нужно помнить, когда скатываешься с холма», — написал Грэм, перечислив этот самый список из 6 пунктов. 

Y Combinator регулярно дает советы для стартаперов в своем блоге. Многие из них касаются тактики, но часть советов более фундаментальна. В одной из записей руководители инкубатора Майкл Сейбел и Джефф Рэлстон изложили «самые важные, самые преобразующие советы для стартапов».  К примеру, они, как и Пол Грэм, говорят о немедленном запуске, настаивают на том, чтобы основатели делали вещи, которые не масштабируются, а также общались напрямую с клиентами.

Джеймс Алтучер запустил немало стартапов. В своем блоге он часто делится своим опытом. Например, приводит 11 пунктов, которым нужно следовать, чтобы не просто построить успешный бизнес, но и быть счастливым человеком. 

Сэм Альтман более скрупулезен и дает 95 советов для стартапера

Предприниматель, партнер венчурного фонда  GRP Partners и популярный блогер Марк Састер выделяет одну важную ошибку, которую совершают многие компании — непонимание своей аудитории. Он делит клиентов на 3 категории — слоны, зайцы и олени, — и объясняет, как работать с каждой из них. 

Кроме того, он считает, что залог успеха стартапа — скорость. «Моим кредо всегда были четыре слова: «Просто сделай, черт возьми!», — говорит Састер.

Мир бизнеса активно меняется в последние годы, и по мнению Пола Грэма, стартапов будет становиться все больше.

«Монолитные, иерархические компании середины XX века сменяются сетями более мелких фирм. Этот процесс начался десятилетия назад, и сейчас он добрался уже до автомобильной отрасли. И многое еще впереди», — пишет он

Как же придумать идею для стартапа? Многие эксперты сходятся во мнении, что нужно найти проблему в окружающем мире и придумать для нее решение.

«Самые лучшие идеи для стартапов обычно имеют три общих черты: 1) это то, чего хотят сами основатели стартапа; 2) это то, что они могут создать самостоятельно; 3) это то, ценность чего осознали пока немногие. Так начинались Microsoft, Apple, Yahoo, Google и Facebook», — считает Грэм.

А вот разработка решения для проблемы, которой не существует, — это, по словам Боба Дорфа, «смертный приговор стартапу«. 

Кроме того, по мнению CEO Y Combinator Майкла Сейбела, чтобы основать стартап нужно обладать особым типом личности — быть человеком, который добивается успеха только через сложности

Еще основатель стартапа должен обладать целым рядом определенных качеств, говорит футуролог Роберт Скоубл. Он должен уметь нанимать и увольнять, строить культуру, а не просто компанию, уметь слушать и действовать, быть упорным, иметь концепцию и ясно выражать свои мысли, сохранять сосредоточенность, быть на стороне клиентов, успешно убеждать других людей. Кроме того, неплохо, если основатель умеет что-то делать руками и в целом симпатичный и честный человек. 

Бывший вице-президент Kodak Джеффри Хейзлетт выделяет три ошибки стартаперов, которые приведут к краху компании. Это стремление взять на себя слишком много, поиск легких путей и самоуверенность. 

Одним из неотъемлемых признаков стартапа стал трудоголизм. Стартапер, по мнению многих, — это человек, который все свое время отдает работе, мало ест и спит, жертвуя всем во имя бизнеса.
С этим категорически не согласен сооснователь Basecamp Дэвид Хайнемайер Хенссон.

«Не надо говорить мне, что для создания еще одного (гребаного) стартапа <…> нужны какие-то невероятные усилия. Все это ерунда. Эксплуататорская, вредная ерунда, проповедуемая людьми, которым нужны какие-то оправдания, чтобы объяснить свои личные жертвы и сожаления, или теми, кто относится к жизням и благополучию других людей, как к пушечному мясу», — пишет он. 

С Хенссоном согласен Эндрю Дюмонт – директор по развитию бизнеса в компании SEOmoz. Он настаивает, чтобы основатели стартапа не забывали про утреннюю зарядку, чтение, вечерние прогулки и другие человеческие радости. 

Немаловажная часть работы стартапа — это привлечение финансирования. Существуют разные способы, как привлечь внимание инвестора, но Стив Бланк советует задуматься, а действительно ли это необходимо. По его мнению, привлечение финансирования в стартап – это не цель, а средство, и иногда проблему можно решить иначе. 

Exit mobile version