Site icon Идеономика – Умные о главном

Из любви к процессу: на что опираться в деле, которое не получается

Фото: Andy/Flickr

Позвольте мне перечислить увлечения, которые я пробовала и тут же бросала, когда не добивалась успеха: гончарное дело, софтбол, хоккей на траве, серфинг, скрипка, танцы, дизайн футболок, вязание, йога и, совсем недавно, медитация. Я часто смущаюсь, и мне трудно обратиться за помощью, поэтому я скорее брошу хобби, чем дам себе время на то, чтобы улучшить навыки. Думать о том, что ты посредственность (или, что еще хуже, полностью провалился в чем-то), просто отвратительно.

«Это неверный подход, — говорит Томас Карран, профессор психологических и поведенческих наук Лондонской школы экономики и автор книги «Ловушка совершенства», — потому что неудача — это нормальная и естественная часть процесса обучения».

Младенцы и дети, в целом, не умеют делать ничего, потому что каждый опыт для них новый, а от малышей, начинающих свой путь в мире, вряд ли стоит ожидать совершенства. Дети (в идеале) существуют в благоприятной среде, где неудачи поощряются, а взрослые быстро предлагают поддержку, как в буквальном, так и в эмоциональном смысле. Не обремененные самоанализом и перфекционизмом, дети пробуют, терпят неудачу и начинают с самого начала.

Взрослые, напротив, вынуждены оптимизировать время и производительность: дополнительная работа заменила хобби, а социальные сети закрепили в сознании миф о великолепии совершенства. Все, что хуже совершенства, воспринимается как неудача. Если вы в чем-то похожи на меня, то защищаете свою уязвимость и избегаете занятий, которые могут показать недостаток компетентности.

Несмотря на дискомфорт неудач, мы не должны отказываться от занятий, которые нравятся, только потому, что мы в них не сильны. По словам экспертов, когда мы хотим завести новую привычку или увлечение, стоит отодвинуть вопросы самооценки в сторону и принять неудачные попытки как должное. «Можно делать что-то для красоты и удовольствия, — говорит Карен Ринальди, автор книги «Здорово быть неудачником», — то, что не будет тешить ваше эго».

Процесс и результат

Ринальди занимается серфингом больше двух десятков лет, но первую волну она смогла оседлать лишь на пятый год тренировок. Ее поддерживала только радость от серфинга. Если вы находите удовольствие и удовлетворение в каком-то деле, отсутствие прогресса не должно мешать вам продолжать.

Томас Карран также советует подумать над мотивами, побуждающими заняться новым хобби. Вы учитесь игре на гитаре, чтобы создать новый имидж? Или у вас есть страсть к музыке? Когда вы неизбежно столкнетесь с заминками в карьере крутого рок-исполнителя, искренний интерес к практике будет более мотивирующим, чем то, как это выглядит для других людей. «Не стоит думать о конечном результате, — считает Карран. — Самое важное — это погрузиться в процесс с головой, принимая все хорошее и плохое от обучения».

Свобода в том, чтобы открыто признать свои неудачи, независимо от мнения окружающих. Как показывают исследования, очень редко посторонние люди думают о ваших неудачах так интенсивно, как вам кажется. А если и думают, то могут предложить поддержку и помощь, считает Ринальди. «Люди отзывчивы и хотят вам помочь, — отмечает она. — Придурки будут существовать всегда, но не стоит сбрасывать со счетов доброту других людей в сообществе любителей, которые придут вам на помощь».

Занятие каким-либо делом исключительно из любви к нему помогает перестать оценивать и осуждать как себя, так и других. «Когда вы действительно занимаетесь тем, что не получается, — объясняет Ринальди, — то нет желания оглядываться на других людей и осуждать их».

Сегодня — провал, а завтра — успех

То, что вы думаете о своих способностях, может повлиять на результаты. Есть две точки зрения, которых придерживаются люди, когда речь заходит об успехе: мышление роста и фиксированное мышление. Если у вас фиксированный образ мышления, вы можете считать, что уже обладаете определенным навыками и никогда не сможете совершенствоваться, независимо от усилий. Мышление роста — это вера в то, что вы можете продвинуться вперед благодаря упорному труду, поддержке и смене стратегии. Вы можете иметь мышление роста в одной области жизни (скажем, в отношении рабочих задач), но фиксированное мышление в другой (считая, что вы не творческая личность). «Чтобы развить мышление роста, напомните себе, что, когда вы начинали любое дело, у вас, скорее всего, ничего не получилось, — говорит Дайя Грант, консультант по психологии и нейробиолог. — Потом стало получаться лучше».

По мере того как вы учитесь и приобретаете навыки, пусть даже медленно, отмечайте эти маленькие победы, советует Грант. Освоили шов для начинающих? Наконец-то хлеб нормально поднялся? Нарисовали картину, в которой действительно можно узнать вашу собаку? Отмечайте достижения! «Победа есть победа, — говорит Грант. — Для мозга не имеет значения, велика она или мала».

По словам Джулии Леонард, профессора психологии Йельского университета, создавая более комфортную среду для хобби, вы настраиваете себя на постепенные успехи. В культуре, основанной на результатах, где усилия хвалят, но не вознаграждают (например, вы можете усердно готовиться к экзамену и все равно не сдать), попробуйте начать новое занятие не потому, что вы хотите быть лучшим, а потому, что прогресс приносит удовлетворение. Не раздувайте свое самолюбие, а просто поощряйте себя так же, как вы поощряли бы ребенка. «Исследования показывают, что маленькие дети гораздо более оптимистично оценивают свои способности, чем дети постарше и взрослые, — говорит Леонард. — Окружение все время их подбадривает, поэтому они так радуются новым возможностям. Именно такой настрой вам и нужен».

Трудности, слабости, возможности

По словам Каррана, распространенная тенденция перфекционистов — избегать потенциально сложных занятий из-за страха показаться некомпетентным или неполноценным. «Первое побуждение — это не показывать уязвимость, просто на случай, если другие люди наблюдают и только и ждут, чтобы покритиковать, — говорит он. — Поэтому мы не рискуем, не так ли? Мы придерживаемся того, что знаем, в чем, как нам кажется, мы достаточно преуспели».

«Дискомфорт, когда мы преодолеваем трудности в процессе обучения — это признак прогресса, — напоминает Грант. — Ну а если вам нравится азарт, преодоление трудностей, или есть нечто медитативное для вас в повторяющихся попытках добиться результата, неважно, караоке это или серфинг, вероятно, у вас отлично получается».

Я буду держать в мыслях это напоминание, когда соберусь с духом для нового начинания, в котором мне будет не хватать природных способностей. Может, вы и увидите меня вновь за гончарным кругом или с гитарой. Или нет. Результаты будут не идеальными, но это меня больше не волнует.

Источник

Exit mobile version