Site icon Идеономика – Умные о главном

Уроки из детства: 4 фактора, которые влияют на развитие жизненной устойчивости

Кадр из фильма "Один дома 2"

Что приятно в разноплановой карьере, так это возможность использовать методы работы клинического психолога при ведении консультаций по лидерству и производительности.

«Стойкость»‎ — отличный пример. Сегодня все используют это слово для описания того, насколько эффективно люди справляются с кризисами и травмами. Применяется оно, на мой взгляд, слишком часто. Однако когда я слышу это слово, оно вызывает в памяти один клинический опыт и исследования, которые с ним связаны.

Чему нас учат устойчивые дети

Когда я получала степень доктора наук по клинической психологии, мы изучали работы Нормана Гармези. Он исследовал опыт детей, оказавшихся в условиях сильного стресса — бедности, нестабильности семьи — но при этом добивающихся успехов. Несколько десятилетий, начиная с 1960-х годов, он и его команда изучали, чем эти дети отличаются от других.

В 2022 году я консультирую руководителей, которые пытаются реагировать на кризис и справляться со стрессом, и не перестаю думать об историях этих детей, преодолевающих невероятные препятствия, чтобы в будущем стать высокофункциональными взрослыми. Есть ли что-то в старом исследовании Гармези, что научит остальных правильно развивать жизненную стойкость?

Формирование устойчивости на работе начинается с сознания

Гармези и его команда обнаружили, что на будущие результаты влияют как внутренние, так и внешние факторы.

Рассмотрим четыре психологических фактора, отличающих жизнестойких детей:

  1. Автономность и независимость: «Я сделаю это на своих условиях»‎.
  2. Стремление к новому опыту: «Я испробую новый способ»‎.
  3. Позитивная социальная ориентация: «Я жду от людей самого лучшего»‎.
  4. Внутренний локус контроля: «Я возьму на себя ответственность и разберусь во всем сам»‎.

Как и несгибаемые дети, при помощи этих четырех инструментов мы учимся изменять восприятие — переосмысливать потенциально травмирующие события как возможности для обучения и роста. Мы учимся лучше регулировать эмоциональные реакции. Мы перестаем винить себя за независящие от нас события, обобщать неудачный опыт и учимся считать проблемы временными, а не постоянными.

Не волнуйтесь, если вы упустили шанс развить эти необходимые навыки в детстве. Дополнительное исследование показало, что взрослые овладевают навыками жизнестойкости, даже если не показывали их в детстве.

Внешние факторы, обнаруженные Гармези, — это не вопрос удачного стечения обстоятельств. Один из примеров — крепкая связь с поддерживающим взрослым. Формирование крепких отношений находится вне вашего контроля, но не вне влияния. Некоторые люди, как дети, так и взрослые, умеют находить поддержку у окружающих. Они знают, как просить о помощи. Что еще более важно, они знают, как дарить позитивную энергию другим, поэтому люди тянутся к ним и готовы протянуть руку помощи.

Навигация по нашему миру по-прежнему требует высокого уровня устойчивости. Нам следует учиться у детей из исследования Гармези и включать их навыки в собственный репертуар.

Источник

Exit mobile version