Site icon Идеономика – Умные о главном

Вместе сильнее: 7 моделей для организации эффективной командной работы

Фото: Claire Halas/Flickr

Как создать успешный коллектив, поддерживать и управлять им? Любой руководитель тут же скажет, что для формирования эффективной, действенной и гармоничной команды нужно много факторов. Иногда команды образуются благодаря удивительному сочетанию личных качеств. Но для работы на высшем уровне обычно требуется определенная формальная структура.

Модели командной работы помогают разобраться во всем этом. На первый взгляд формальные схемы кажутся немного жесткими и академическими, но большинство из них удивительно просты в применении. Они разбивают высокоэффективные команды на основные элементы, что упрощает учет различных факторов, действующих вне зоны видимости.

Любопытно? Давайте рассмотрим семь распространенных моделей командной работы и поговорим о том, как их использовать, чтобы помочь своей группе обойти потенциальные ловушки и выполнить работу наилучшим образом.

1. Модель «формирование — штурм — нормализация — выполнение — расставание» (FSNPA)

Используется при создании новой команды.

Вы собирали когда-либо команду из незнакомых друг с другом людей? Если да, то вы знаете, что невозможно просто превратить группу незнакомцев в хорошо отлаженную машину за одну ночь.

Именно здесь в игру вступает модель FSNPA. В 1965 году исследователь-психолог Брюс Такман определил, что коллективы проходят через пять отдельных стадий, прежде чем превратиться из совокупности отдельных людей в более сплоченную единицу:

  1. Формирование: члены команды собираются, определяя цели и роли в команде.
  2. Штурм: появление конфликтов по мере более близкого знакомства со стилями работы и общения друг друга.
  3. Нормализация: зарождение гармонии после первоначальных препятствий и заминок. Члены команды узнают сильные стороны коллег и начинают лучше ладить друг с другом.
  4. Исполнение: как следует из названия, именно на этой стадии происходит волшебство. Команда спокойно работает вместе и отлично понимает друг друга.
  5. Расставание: после завершения проекта члены команды расходятся, но сначала анализируют проделанную работу.

    Последний этап (расставание) появился в 1970-х годах. По этой причине эту модель часто называют просто «FSNP».

Плюсы модели:

Минусы модели:

2. Модель Ленсиони

Используется для определения потенциальных проблем в команде.

Когда речь идет об управлении коллективом, большое внимание уделяется тому, что следует сделать. Но модель Ленсиони переворачивает этот стандартный подход с ног на голову, указывая на подводные камни, которых следует избегать успешным командам.

Вместо ответа на вопрос «что делает команду успешной?»‎, следует задуматься «что не делает команду успешной?»‎

Эта модель впервые предложена экспертом по организационному здоровью Патриком Ленсиони в книге «Пять пороков команды» (2005). Используя пирамиду, Ленсиони утверждает, что следующие пять факторов в конечном итоге приводят к краху коллектива:

  1. Отсутствие доверия: члены команды не доверяют друг другу.
  2. Страх перед конфликтом: члены команды боятся вносить предложения и высказываться, пытаясь сохранить гармонию.
  3. Недостаток приверженности: члены команды не заинтересованы в совместной работе и движении к общей цели.
  4. Уклонение от ответственности: члены команды не признают, не уважают и не ценят роль, которую каждый из них играет в общем деле.
  5. Невнимание к результатам: члены команды теряют из виду общую картину того, к чему они стремятся.

Плюсы модели:

Минусы модели:

3. Модель GRPI

Применяется для выявления причин неэффективной работы.

Модель GRPI, разработанная организационным теоретиком Диком Бекхардом в 1972 году, помогает руководителям понять, почему их подчиненные не достигают максимальной производительности.

Когда дела идут неважно, часто возникает соблазн указать пальцем на межличностные конфликты. Но, как показывает модель Бекхарда, существует ряд других элементов, помогающих команде стать лучше. К ним относятся:

  1. Цели: коллективу необходимо общее понимание целей работы.
  2. Роли: четкое разделение обязанностей в команде, без дублированных и двусмысленных задач.
  3. Процессы: прозрачность в работе команды — от принятия решений до выполнения задач.
  4. Межличностные отношения: уважение к принципам работы и стилю общения каждого участника.

Модель GRPI организована как пирамида и предполагает движение сверху вниз, чтобы понять, где что-то пошло не так. Похоже на чек-лист.

Например, согласны ли члены команды с целями? Проверьте. Все ли четко понимают свои обязанности? Проверьте. Продолжайте двигаться вниз по пирамиде.

Эта модель помогает лидерам и командам выявить первопричину проблем, а не сваливать вину на межличностные конфликты. В конце концов, основание пирамиды выглядит таким образом не просто так.

Плюсы модели:

Минусы модели:

4. Модель Катценбаха и Смита

Применяется, когда отдельным сотрудникам сложно работать вместе.

Команды бывают разными, но все они работают над достижением одинакового конечного результата.

Предлагаемая модель разработана Джоном Катценбахом и Дугласом Смитом в 1993 году. Они внимательно изучили работу многих команд и поняли, что каждый коллектив стремится к следующим крупным результатам:

Но что нужно, чтобы достичь этих целей? Катценбах и Смит предлагают следующее:

Если все это есть, у команды больше шансов полностью выполнить задачу, достичь намеченных результатов и личностного роста.

Плюсы модели:

Минусы модели:

5. Модель T7

Применяется при попытке понять, как ваша команда вписывается в общую картину.

При анализе и попытке повысить эффективность команды возникает соблазн оценивать только своих подчиненных. Но коллективы не работают в вакууме, и есть другие факторы, которые играют роль в конечном успехе или крахе.

Именно это Майкл Ломбардо и Роберт Эйхингер изложили в модели T7, которую они разработали в 1995 году. Модель определяет семь различных факторов эффективности команды — пять внутренних и два внешних.

Внутренние факторы:

Внешние факторы:

Модель имеет форму круга, где видно, что для достижения максимальной эффективности все элементы расположены на местах. Даже если команда устранит все внутренние факторы, но не справится с внешними, успеха не будет.

Плюсы модели:

Минусы модели:

6. Модель Лафасто и Ларсона

Применяется для понимания отдельных компонентов команды.

Бизнес-лидеры Фрэнк Лафасто и Карл Ларсон вложили в создание модели много сил, изучив работу сотен членов и лидеров команд, чтобы понять, что именно движет успешными коллективами.

Они выделили пять компонентов, которые необходимо учитывать с самого начала создания команды:

  1. Участники коллектива: чтобы быть успешной, команде нужны правильные люди.
  2. Отношения в команде: каждый из них должен уметь хорошо работать и выстраивать продуктивные отношения.
  3. Решение проблем: коллектив должен быть сфокусирован на работе, поддерживать открытое общение и позитивно подходить к решению проблем.
  4. Руководитель: правильными должны быть не только сотрудники, но и лидер.
  5. Организационная среда: организации нужно поддерживать команды, предоставляя необходимые ресурсы для развития и не препятствуя процессу.

Модель позволяет пристально изучить команду, начиная с ее мельчайших частей (членов команды) и заканчивая средой, в которой она функционирует.

Плюсы модели

Минусы модели:

7. Модель Хэкмана

Используется, когда нужно четко определить понятие «эффективности» и найти способы ее достижения

Исследователь, профессор Гарварда и эксперт по командам Ричард Хэкман при разработке модели изучал самые разные команды — от музыкальных ансамблей до экипажей самолетов.

В книге 2002 года «Руководство командами» он описывает пять условий, необходимых для повышения эффективности командной работы:

  1. Реальная команда: у сотрудников есть четкие задачи, сроки и понимание своих ролей
  2. Заданное направление: у команды есть конкретные цели
  3. Эффективная структура: у команды есть продуманные рабочие процессы
  4. Располагающий контекст: команда получает необходимые ресурсы и информацию
  5. Экспертный коучинг: команда получает пользу от грамотного руководства и работы с наставниками.

Хэкман объясняет, что при соблюдении пяти критериев коллектив становится эффективным. Он также объясняет, что такое эффективная команда. По его мнению, такая команда служит заинтересованным сторонам, растет и ощущает свою значимость.

Плюсы модели:

Минусы модели:

Используйте модели командной работы, чтобы развеять мифы о совместной работе.

Нет однозначного ответа на вопрос, что делает команду первоклассной. Но модели командной работы определенно помогают выявить некоторые элементы и шаблоны поведения, которые полезно привнести в коллектив.

Независимо от того, создаете ли вы совершенно новую команду или пытаетесь понять, как лучше поддержать уже имеющуюся, используйте эти модели в качестве дорожной карты, где конечной целью будет максимальный пик продуктивности.

Источник

Exit mobile version