Site icon Идеономика – Умные о главном

Психологическое богатство — «третий кит» идеальной жизни

Кадр из фильма «Это чертово сердце»

Благодаря чему люди считают свою жизнь «хорошей»? Из всех идей, выдвинутых за последние несколько тысячелетий, сегодня чаще всего превозносятся и исследуются две. Первая — это гедонистическое благополучие, часто называемое просто «счастьем», которое характеризуется большим количеством положительных эмоций и общей удовлетворенностью жизнью. Другая — «эвдемонизм» — ощущение, что жизнь имеет смысл и вы реализуете свой потенциал. В новой статье в Psychological Review Шигехиро Оиси из Университета Вирджинии и Эрин Вестгейт из Университета Флориды предполагают, что мы упускаем из виду «психологическое богатство».

Психологически богатая жизнь — это жизнь, которая характеризуется разнообразием интересного и меняющего перспективу опыта. Авторы статьи представляют обширный массив первоначальных свидетельств того, что это понятие наряду со счастьем и смыслом составляет третье важное измерение благополучия.

В одном из первых исследований 500 студентов попросили оценить свою жизнь по нескольким характеристикам. Часть их была связана со счастьем (например, «приятная»), часть — со смыслом (например, «наполненная»), а еще часть — с тем, что, по мнению исследователей, связано, положительно или отрицательно, с понятием психологической насыщенности. В эту последнюю группу вошли понятия «интересная» и «драматическая», а также «простая» и «однообразная». Результаты показали, что счастье, смысл и психологическое богатство — действительно три разных фактора. «Психометрически психологическое богатство не может быть сведено к аспекту смысла или счастья», — пишут Оиси и Вестгейт. Они также проанализировали прилагательные, используемые в нескольких сотнях некрологов, опубликованных в газетах США и Сингапура. И снова их анализ показал, что слова можно сгруппировать по этим трем отдельным измерениям.

Дальнейшие исследования показали, что психологическое богатство, счастье и смысл также имеют четкую связь с чертами личности и социально-экономическим статусом. Данные, полученные от участников из США, Индии и Кореи, свидетельствуют о том, что такие черты, как открытость и экстраверсия, связаны с психологически насыщенной жизнью, в то время как социально-экономический статус (СЭС) — нет. Однако СЭС, наряду с экстраверсией и сознательностью, был связан со счастьем. Ощущение смысла не было связано с каким-то определенным паттерном оценок Большой пятерки.

Поскольку психологическая насыщенность связана с неожиданностями, новизной, сложностью и изменением точки зрения, Осио и Вестгейт пришли к выводу, что определенные типы опыта могут ее улучшить. И действительно, выяснилось, что студенты, уехавшие учиться за границу, показали значительно более высокие баллы психологического богатства, чем те, кто остался в кампусе. (Их начальные оценки были похожими, а уровни счастья и смысла жизни не изменились.) Выглядит так, что аспекты личности и жизненного опыта делают жизнь психологически более богатой.

Тем не менее, дальнейшие исследования подчеркивают четкую связь между каждым из этих трех факторов и мировоззрением людей в более широком смысле: люди, живущие, по их мнению, счастливой или полной смысла жизнью, как правило, поддерживают социальный порядок и статус-кво и более консервативны в политическом отношении. И, напротив, люди с более богатой психологической жизнью выступают за социальные перемены, а их политические взгляды более либеральны.

Конечно, ничто из этого не доказывает, что кто-то действительно считает психологически богатую жизнь хорошей. Но когда Оиси и Вестгейт попросили участников из девяти разных стран описать идеальную жизнь, выбрав из списка характеристики, ассоциирующиеся со счастливой, осмысленной или психологически богатой жизнью, в целом они выбирали элементы всех трех типов. Когда участников попросили выбрать только один тип, большинство выбрали счастливую жизнь, на втором месте была осмысленная, а на последнем — психологически богатая. Однако, как отмечает команда, было «значительное меньшинство» участников — от 7% в Сингапуре до 17% в Германии — которые предпочли психологически богатую жизнь счастливой или осмысленной. То есть для них именно этот показатель определяет «хорошую жизнь».

Счастье и осмысленность связаны с улучшением здоровья и отношений. Но зачем кому-то желать психологической насыщенности? С эволюционной точки зрения такие люди, возможно, лучше справляются с более сложными меняющимися условиями. В индивидуальном плане стремление к психологическому богатству защищает человека от скуки. И, как предполагают исследователи, это помогает справляться с жизненными трудностями и даже трагедиями. Те, кто ценит смену перспективы, которую несут в себе трудности», «могут найти ценность в опыте и жизни, которые в другом случае не были бы счастливыми или значимыми», — пишут исследователи.

Оиси и Вестгейт не утверждают, что психологическое богатство, счастье и смысл полностью независимы друг от друга — или на самом деле существует только три компонента хорошей жизни (их может быть больше). Они также с готовностью признают, что требуется гораздо больше усилий, чтобы лучше понять важность психологического богатства.

Однако вывод о том, что значительная группа людей из разных стран предпочитает психологически насыщенную жизнь, а не просто счастливую или значимую, несомненно, заслуживает гораздо большего внимания. В целом, по мнению исследователей, «добавление психологического богатства расширяет, углубляет и обогащает эмпирические исследования хорошей жизни».

Источник

Exit mobile version