Site icon Идеономика – Умные о главном

Очарование простоты: как преодолеть привычку все усложнять

Фото: Sarah Dorweiler/Unsplash

Мы часто предпочитаем сложные решения простым, непонятный маркетинговый сленг вместо четких объяснений, многоступенчатое внедрение вместо более прямого исполнения. Сложность придает продуктам ауру авторитета, которую маркетологи используют для повышения веса и демонстрации экспертных знаний. Сложные процессы задерживают принятие решений, создавая иллюзию продуктивности. Почему люди не понимают силу простоты? И как можно сбалансировать простоту и сложность?

Когда нечего отнять

Простое мышление ведет к более безопасным планам, лучшей коммуникации и легкому исполнению. Сила простоты проявляется на протяжении всей истории, стратеги и художники стремились ней:

В литературе также действует сила простоты. Пытаясь раскрыть преступление, самый известный детектив уверен, что «самое простое объяснение часто оказывается наиболее правдоподобным». Антуан де Сент-Экзюпери также писал: «Кажется, что совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего отнять».

Очарование сложности

Несмотря на преимущества простоты, мы по-прежнему склонны чрезмерно усложнять свои решения. Голландский системный ученый Эдсгер Вайбе Дийкстра, которого многие считают пионером информатики, однажды сказал: «Простота — большое достоинство, но требуется упорный труд, чтобы добиться ее, и образованность, чтобы оценить. И что еще хуже: сложность лучше продается».

Маркетологи хорошо осознают привлекательность сложности и используют нашу предвзятость, заставляя продукты казаться более сложными, а бренд — более авторитетным. Сленг используется, чтобы произвести впечатление, а не информировать потребителей.

Давайте прочитаем кое-что: «Kérastase Resistance Bain Force Architecte с использованием комплекса Vita-Ciment® — это укрепляющий шампунь, специально разработанный для очищения и питания поврежденных волос 1-2 стадии повреждения» или «Обогащенный аминокислотами, производными пшеничного протеина и керамидом R, он разглаживает и укрепляет волосы, создавая ровную поверхность и водостойкий слой, защищающий волосы от влаги». Вы понимаете, о чем тут говорится? Большинство людей — нет. В любом случае, оба шампуня весьма популярны.

Мы связываем сложность с экспертными знаниями, инновациями и авторитетом. Как это ни парадоксально, мы часто доверяем продуктам, описанным таким сложным образом, больше, чем простому доходчивому объяснению. Но сложность — это не всегда пыль в глаза. На самом деле небольшая сложность может творить чудеса, если она уравновешена простотой.

Сложность — это движущаяся цель

Как мы видели, простота может привести к новаторскому мышлению и улучшить процесс принятия решений, а сложность часто используется, чтобы произвести впечатление, а не помочь. Все мы легко становимся жертвами предвзятого отношения к сложности. Это не значит, что нужно искоренить всю сложность из жизни. Сложные переживания обогащают и захватывают.

В книге «Жизнь со сложностью» профессор Дональд Артур Норман писал: «Нам нужна сложность, даже если мы жаждем простоты. Небольшая сложность желательна. Когда вещи слишком просты, они кажутся скучными и неинтересными. Психологи говорят, что люди предпочитают средний уровень сложности: слишком просто — и нам скучно, слишком сложно — и мы обескуражены. Более того, идеальный уровень сложности — это движущаяся цель, потому что чем больше мы становимся экспертами в любом деле, тем больше сложности предпочитаем».

Вместо того, чтобы совсем избавляться от сложности, нужно осознать, как управлять ею в жизни, в работе и творческих проектах. Просмотр сложного фильма, наслаждение сложным ароматом чая или изучение сложной темы — все это может дать богатый опыт. С другой стороны, слишком сложный план проекта может привести к ошибкам и скрыть фундаментальные недостатки.

Поиск правильного баланса — деликатное занятие. Спросите себя: этот уровень сложности добавляет опыта или чрезмерно усложняет его? Что можно убрать, не искажая сути опыта? Сложность в данном конкретном случае — особенность или ошибка? Если вы работаете над проектом, спросите товарищей по команде и пользователей: это слишком сложно и запутанно? Или слишком просто и скучно? Простота — это высшая изысканность. И, как ни парадоксально, для ее достижения требуются сложные вопросы.

Источник

Exit mobile version