Что определяет настоящего лидера? Ответов на этот вопрос может быть бесконечное множество. И, согласитесь, подавляющее большинство вариантов будет касаться внутренней составляющей человека — его характера, привычек, стремлений. Основатель аналитического Центра инноваций в сфере талантов Сильвия Энн Хьюлетт считает, что в этом есть доля лукавства. Лидера не только встречают по одежке, от этого во многом зависит и его уверенность в себе, и степень влияния, и доверие. В книге «Облик лидера», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», Сильвия рассуждает о связи внешнего вида и успеха и дает практические советы.
Когда на годовщине свадьбы общих друзей я познакомилась с Д’Арми Бэйли, он произвел на меня огромное впечатление и заинтриговал. Этот человек излучал энергию и обаяние. Спустя несколько недель мы встретились за кофе, и я многое от него узнала. Живущий в Мемфисе юрист и в прошлом судья, Бэйли начинал как активный борец за права человека. На протяжении своей весьма примечательной жизни он вел судебные процессы и выносил решения по громким делам, написал две книги и основал Национальный музей гражданских прав в Мемфисе.
Стройный, подтянутый и безукоризненно одетый, он смотрелся невероятно молодо. Я была в замешательстве и спросила у него: «Как вам — человеку, который шагал рядом с Мартином Лютером Кингом, — удается выглядеть максимум на 49 лет?»
«Я сделал три пластические операции, — невозмутимо признался он. — Подтяжку лба, подтяжку лица и еще убрал мешки под глазами».
Я открыла рот и даже пролила кофе.
При виде моего изумления Бэйли рассмеялся и воскликнул, нисколько не оправдываясь: «Почему бы мне и не выглядеть как можно лучше? Я не хочу выбрасывать белый флаг!» И продолжил объяснение: он давно понял, что есть связь между тем, чтобы выглядеть привлекательно и считаться полным сил. «Подтяжка лица и красивые зубы не только делают человека моложе, но также говорят о том, что он уверен в себе и надежен. Таким образом я внушаю больше доверия и клиентам, и судьям. Поймите меня правильно, я выигрываю дела вовсе не благодаря внешности, но, когда я выгляжу уверенным в себе, я и впрямь чувствую уверенность, и она передается окружающим».
Киша Смит (на момент нашего с ней интервью бывшая исполнительным директором и соруководителем подразделения по повышению квалификации сотрудников банка Morgan Stanley, а сейчас работающая в медиахолдинге News Corporation) рассказала, что нашла свой неповторимый стиль совершенно случайно. Неудачно покрасив волосы, она побрила голову — и результат ей понравился.
Высокая, с широко расставленными глазами и ослепительной улыбкой — такого руководителя нельзя не заметить; но при этом лысая афроамериканка на руководящей должности в компании из списка Fortune 500 — такого лидера нельзя забыть. И дело не столько в бритой голове, сколько в том, что за этим стоит: чернокожая Киша чувствует себя совершенно непринужденно.
Д’Арми Бэйли и Киша Смит в какой-то мере символизируют современное отношение к внешности. Семидесятилетний юрист открыто говорит о том, как пластическая хирургия повышает его шансы остаться в профессии, а 40-летняя руководительница бреется наголо, что лишь усиливает ее авторитетность. Но о чем это говорит — о новой свободе или о новых ограничениях?
На первый взгляд, данные нашего центра вроде бы свидетельствуют, что внешний вид не так уж и важен: 67% опрошенных топ-менеджеров считают, что ключевая характеристика облика лидера — авторитетность, 28% отметили, что в основе всего лежат навыки коммуникации, и лишь 5% думают, что самое важное — это внешний вид. Но наши качественные данные говорят: обычно внешний вид — фильтр, через который окружающие оценивают вашу авторитетность и коммуникативные навыки. Это объясняет, почему перспективные, относительно молодые работники часто выпадают из соревнования за ключевые посты и продвижение по служебной лестнице: они просто не выглядят так, как подобает. Другими словами, подойдите к вопросу внешнего вида неправильно — и вас вычеркнут из списка.
Конечно, одного-единственного «правильного» облика не существует. В то же время, на основе серии глубоких качественных исследований, мы можем предложить соображения отдельных руководителей, работающих на разных позициях и в различных отраслях.
Подчеркните свои сильные стороны
Потрясающая актриса Оливия Уайлд рассказывает, как в начале карьеры отправилась было на прослушивание в брюках и толстом кашемировом свитере с высоким воротом. Ее руководительница остановила девушку на выходе. «Оливия, что ты делаешь? — воскликнула она. — Ты не должна такое носить! Тебе нужно что-то облегающее и сексуальное!» Уайлд была потрясена: как серьезная актриса, уверенная в своем мастерстве, она хотела, чтобы зрители концентрировались на ее работе, а не на физических данных. Наставница терпеливо выслушала объяснения, понимающе покивала, а затем объяснила Оливии, что та неправа: «Похвально, что ты не хочешь делать ставку на одну лишь сексуальность, но с твоими формами смешно прятать их, когда идешь на прослушивание. Это говорит о нехватке самосознания, даже о незрелости». Уайлд согласилась, и прослушивание оказалось успешным.
Дело не в том, чтобы выглядеть хорошо, а в том, чтобы выглядеть уместно в глазах своей аудитории
Представительница биофармацевтической фирмы Bristol-Myers Squibb была вынуждена отослать домой сотрудницу, которая приехала на презентацию в госпитале Принстона (штат Нью-Джерси) в открытом платье без рукавов и босоножках. «Мы отправляемся на встречу с профессионалами, которые принимают жизненно важные решения. И они вряд ли поверят, что дама, вырядившаяся как на пикник, осознает всю важность их миссии», — пояснила она свою позицию. Вспоминая об этом и похожих инцидентах, собеседница сказала мне: «Я обнаружила, что люди сплошь и рядом просто не думают ни о ком, кроме себя самих».
Не снимайте костюм, чтобы не выходить из образа
Одна моя коллега рассказывает, что ее босс вешает пиджак на дверь внутри своего кабинета — держит его наготове на тот случай, если ему вдруг понадобится произвести впечатление на клиента или своего начальника. Это провальная стратегия, и вот почему. Во-первых, не всегда знаешь, на кого именно из тех, с кем ты встретился, стоит производить впечатление, и не всегда можно предугадать, когда и где ты с ними столкнешься. Во-вторых, авторитетность — это не то, что можно повесить на гвоздик и надевать когда вздумается. Время от времени набрасывая пиджак, вряд ли кого-то одурачишь. Для того чтобы работать лучше и самому тоже становиться лучше, вы должны стремиться как можно лучше выглядеть, а это зависит от продуманности и внимания к деталям. Это не столько действие, сколько образ мыслей. Так что приходите в офис в пиджаке и не снимайте его, пока не вернетесь домой.
Не дайте побрякушкам заглушить вас
«Звякающие и брякающие украшения — не самый лучший выбор, когда нужно сделать презентацию, — сказала мне в беседе Линда Хубер. — Они сами по себе привлекают внимание присутствующих, отвлекая их от смысла вашей речи».
Обеспечьте себе больше свободы действий
Основное в облике лидера — вызывать у окружающих доверие и уверенность. Как только это у вас получилось, можете начинать играть с дресс-кодом и даже изобрести свой собственный. Стив Джобс, скажем, начинал не с 50 черных водолазок; этот знаковый образ («Мысли не как все, одевайся не как все») возник, лишь когда он добился исключительного успеха. В битве конформизма и аутентичности в итоге должны победить вы сами — возможно, не сразу как только устроитесь на работу, а позднее, когда получите какое-то превосходство в положении. Возьмите этот барьер. Создайте себе реноме, заслужите доверие и уважение окружающих. А потом устанавливайте свои собственные правила.
Читайте подробнее о книге «Облик лидера» в базе «Идеономики».