Молодые люди, которые еще не определились со своим призванием, часто становятся жертвами навязанных истин. Советы родителей, влияние учителей, друзей, рекламы, шаблонных представлений об успехе — все это авторы книги «Дорожная карта» называют Шумом. Необходимо иметь смелость и дерзость, чтобы продраться сквозь Шум и найти свою дорогу к счастью. Смелое руководство по профориентации «Дорожная карта» читают подростки во всем мире. Русскоязычный вариант руководства выходит в издательстве «МИФ». «Идеономика» публикует отрывок, в котором рассказывается о вреде общих истин и о пользе субъективных.
Большинство из нас согласны с тем, что в мире есть общепринятые истины: не убий, не укради, помогай старушкам перейти через дорогу, не грей рыбу в микроволновке. Это нехитрые прописные истины — но есть и другие, справедливые только для нас. У каждого из нас есть набор параметров, которые определяют, кто мы есть на самом деле. Это наши Субъективные истины. И то, как они соотносятся с нашими Основами и Ключевыми интересами, очень важно.
Общие истины:
– Без воды мы умрем.
– У верблюдов три века.
– «Караоке» по-японски означает «пустой оркестр».
– Слово «jorts» произошло от слияния английских слов «jeans» и «shorts» и означает «джинсовые шорты».
Субъективные истины:
– Я хочу зарабатывать много денег.
– Самое важное в жизни — обзавестись семьей и проводить с ней время.
– Мне лучше работается, если я сам себе начальник.
– Я ненавижу большие города.
– Джинсовые шорты — это одновременно дар человечеству и его проклятие.
Субъективные истины — это сито в лотке для промывки золота. Когда ты встряхиваешь в этом лотке разнообразные возможности, ненужные тебе идеи отсеиваются, а нужные остаются. Это и есть золото — те возможности, которые подходят именно тебе.
Одни Субъективные истины очевидны сразу, а другие неизвестны до тех пор, пока ты не столкнешься с ними лицом к лицу. Так было с Натаном. «Моя паранойя, — вспоминает Натан, — началась на ярмарке вакансий в колледже». Он прислушался к Шуму, отложил в долгий ящик мечту стать художником и отучился в местном колледже, где прослушал несколько бизнес-курсов. Затем Натан поступил в университет и через четыре года должен был получить диплом по коммерческой специальности. «Я был слишком пассивным человеком, я не задавал себе важных вопросов. Я принял идею, что студенты коммерческих вузов становятся бизнес-консультантами — такой уж у них путь». И Натан шел по этому пути.
На ярмарке вакансий Натан встретился с теми, кто находился на другом конце Конвейера.
«Все это были очень хорошо одетые люди, которые сделали карьеру и теперь работали в самых известных консалтинговых компаниях. Я передавал по кругу свое резюме, хотя на самом деле понятия не имел, что за работу я пытаюсь получить. Поэтому я попросил одного из консультантов встретиться со мной за обедом и рассказать немного о том, чем он занимается».
Они разговорились, и Натан спросил: «Вам нужно каждый день носить костюм?»
«Ну да, — ответил консультант, — но мне нравится так одеваться, я люблю деловые костюмы. Нам даже выделяют отдельные деньги на одежду, так что все здорово».
«Мой ответ, — вспоминает Натан, — хотя даже не знаю, могу ли я назвать это ответом, скорее рефлекторной реакцией, был такой: “Ой, это не для меня. Я не буду носить костюм и галстук. Ну разве что на свадьбы и похороны”».
Как только Натан сформулировал эту Субъективную истину, его дорога резко изменилась. Львиную долю профессий, для которых нужно было получить бизнес-образование, Натан тут же вычеркнул из круга своих возможностей, пропустив их через сито Субъективных истин, как неподходящие. При нем остались возможности, лучше гармонирующие с его ценностями.
Дело не в том, что костюм — это плохо, а футболка — хорошо. Главное — прислушиваться к собственным Субъективным истинам. Если сделать выбор, который им противоречит, то тебя ждет разочарование. Понимание этих истин дает возможность со стороны посмотреть на выбор и мотивацию других людей, ведь у каждого свои Субъективные истины. Когда ты определяешь для себя, что тебе больше по душе — работать в крупной корпорации или в маленькой компании, а может, вообще сажать картошку, — ты делаешь шаг навстречу жизни, построенной на основе Субъективных истин.
«Пытаясь сохранить свою жизнь, я прошел через ад», — вспоминал Барри Брикелл, эксцентричный гончар, писатель, художник и — представьте себе — железнодорожник. К сожалению, сейчас его уже нет в живых. Барри руководил собственной гончарной студией и известной узкоколейкой, петляющей между гор по живописным просторам Новой Зеландии. «Я начал лепить из глины, когда мне было четырнадцать, и продолжал, пока учился в университете. У меня была не слишком высокая успеваемость, но отец с матерью сказали, что я должен получить образование, чтобы сделать успешную карьеру. А мне хотелось быть гончаром и делать горшки. Отец, узнав об этом, очень удивился и рассердился. Он сказал: “Если ты станешь гончаром, ты никогда не сможешь обеспечить семью, найти себе хорошую жену и подарить мне внуков”».
На это Барри ответил с наигранным возмущением: «Но я не хочу хорошую жену. И не хочу делать тебе внуков. Я хочу лепить горшки!» Работая у себя в студии в густом новозеландском лесу, Барри вспоминал это и смеялся. Для него были очевидны его Субъективные истины, и хотя он все-таки получил образование и начал делать карьеру, он быстро отказался от «нормальной работы». Хорошо это или плохо, но стандартная модель взрослой жизни с женой, детьми и собственным садиком была Барри поперек горла. Он был гончаром, без вариантов. Мировоззрение и интересы Барри сформировались под влиянием его Субъективной истины, и его жизненный путь был очень любопытным. Помимо керамики, он занимался восстановлением естественных лесов, а также основал узкоколейную железную дорогу Driving Creek Railway. Там есть детская площадка, там проводят экскурсии с театрализованными представлениями и устраивают арт-инсталляции. Все это свидетельство того, что Барри оставался верен себе.
«Я тратил все свои деньги на рельсы, шпалы и стальные балки для мостов, — рассказывал нам он, вспоминая о той огромной работе, которую пришлось проделать, чтобы в нетронутом лесу на склонах гор построить железную дорогу — дорогу, ставшую одной из самых известных достопримечательностей Новой Зеландии. — Сейчас у меня работают четыре машиниста, и это значит, что я могу проводить время в своем “убежище”, в студии, и заниматься тем, чем всегда хотел, — делать горшки. Мой отец, если бы все это увидел, наверное, не поверил бы своим глазам».
Как мы знаем, Шум пагубно на нас влияет. Он проникает внутрь и может вкладывать нам в голову идеи, которые противоречат нашим Субъективным истинам. Неважно, в какой семье мы выросли — богатой, бедной, религиозной, атеистичной, — в любом случае, если мы задумаемся о привитых нам ценностях, может оказаться, что они вовсе даже не наши. Мы нахватываемся чужих идей и в других местах — на работе, в школе или в уже новой семье. Чтобы отделить Субъективную истину от внешнего Шума, нужно хорошенько в себе покопаться и научиться оказывать противодействие.
Генеральный директор организации Greenpeace в США Джон Пассакантандо понимает это очень хорошо, причем с раннего возраста. Именно тогда родители сделали ему неоценимый подарок, сказав: «Нам неважно, что ты делаешь, лишь бы ты старался делать это как можно лучше».
Простые слова, но сколько в них силы!
«Важно отказаться от любых догм, в том числе навязанных сверстниками, — предупреждает Джон. — Это чужие идеи, они не помогут тебе и не найдут отклика у тебя в душе. Твои решения должны зависеть от того, что ты чувствуешь, что подсказывают тебе собственные моральные принципы, а не чей-то свод правил. Если хочешь идти по традиционному пути — иди. Если стремишься работать на компании, которые, как мне кажется, грабят и истощают землю, — работай на нее и делай свою работу хорошо. И не позволяй никому судить себя, следуй своей дорогой. Чужие убеждения могут сбить тебя с курса, но сердце никогда не позволит заблудиться».
Суть Субъективных истин в том, что они субъективны. Они мало что значат в отрыве от нашего собственного опыта. Но если мы будем уважать собственные истины, мы будем двигаться в том направлении, которое принесет нам больше всего удовлетворения. Начальник отдела ФБР Май Хэррисон поднялась из бедных низов в правительственные залы. Ею руководило желание обрести стабильность, которой ей так не хватало в детстве. «Я выросла в очень бедном доме, похожем на муравейник, — рассказывает Май. — Я знала, что хочу выбраться оттуда, это была моя основная цель. И все, что я делала, я делала ради этой цели. Когда человек растет в условиях, в которых выросла я, ему знакомо это стремление. И ничто не может встать у него на пути».
Читайте подробнее о книге «Дорожная карта» в базе «Идеономики».