Чаще всего в разговорах с талантливыми «технарями», которые подумывают о том, чтобы основать стартап, выясняется, что главное их препятствие — отсутствие идеи. В какой-то момент в годы их становления они решили, что каждый успешный стартап начинается с замечательной идеи, и если идея не потрясающая (как правило, это оценивают сверстники, родители или другие люди с небольшим опытом запуска стартапов), запуск не удастся.
Моя первая идея для стартапа (на самом деле идея Джастина Кана) заключалась в создании телешоу, в котором люди носили камеры на голове, демонстрируя в прямом эфире свою жизнь 24/7. Эта компания в конечном итоге стала Twitch.tv и была продана Amazon почти за $1 млрд (спасибо удивительной работе Эммета Шейра, Кевина Лина и отличной группы сотрудников). Идея Airbnb основывалась на том, что иногда, когда вы хотите принять участие в конференции, все отели в городе бывают заняты. Поэтому было бы неплохо иметь сайт, на котором можно найти надувной матрас, чтобы перекантоваться. В 2017 году на Airbnb было забронировано более 200 млн ночей, и практически ни один из этих случаев не соответствовал первоначальной цели сайта.
Я бы хотел предложить начинающим предпринимателям альтернативу традиционной теории стартапов. Это руководство поможет вам пройти путь с нуля к запущенному минимально жизнеспособному продукту (MVP). Это далеко не единственный путь к MVP, и я не знаю, лучший ли это путь, но это путь, который оказался полезен целому ряду компаний YC.
Порядок действий
Вот с чего я хочу начать: есть ли какая-то особая проблема, которая вас волнует? Самые молодые основатели могут найти эту проблему на основе личного опыта, опыта семьи, друзей, личных интересов или учебы в школе. Более старшие люди также могут опереться на рабочий опыт, опыт семейной жизни. Главной проблемой основателей Airbnb было то, как платить арендную плату. Оригинальной проблемой Джастина и Эмметта в Justin.tv/Twitch был вопрос, над каким стартапом работать дальше. Некоторые проблемы кажутся важными и влиятельными с самого начала, а другие — банальными игрушками. Я видел, как оба типа вырастают в миллиардные компании.
После того, как вы определите проблему, найдите друзей и обсудите потенциальные решения проблемы. У этих друзей может быть та же самая проблема, но это не обязательно. Это могут быть люди, с которыми вы ходили в школу, коллеги или люди, с которыми вы общаетесь. Самое главное, чтобы они были умны и с удовольствием участвовали в мозговых штурмах. Когда кому-то интересно провести мозговой штурм — вместо того, чтобы отвергать потенциальные решения, как только они озвучиваются, — они активно обсуждают решения и улучшают их. Если вы не технарь, я бы посоветовал вам провести мозговой штурм с друзьями и коллегами, которые обладают техническими навыками. Если вы соберете правильных друзей для обсуждения, то в результате мозгового штурма может родиться решение или идея, которая вам очень понравится. Это та искра, которая может дать жизнь вашему стартапу.
Поскольку люди, участвовавшие в мозговом штурме, ощущают некоторую ответственность за решение, к которому вы пришли совместными усилиями, это идеальное время, чтобы попросить их поработать с вами и на деле реализовать это решение. Отличный мозговой штурм зачастую дает вам не только идею, но и соучредителей (так что тщательно подбирайте партнеров для мозговых штурмов).
Самое главное на этом этапе, чтобы превратить искру в огонь, — это совместная работа по созданию и запуску минимально жизнеспособного продукта (MVP). MVP — это минимальный продукт, который вы можете создать, чтобы начать предлагать свои услуги пользователям. Чаще всего для запуска хватает совсем немного софта. Сопротивляйтесь соблазну отстроить полноценное решение, потому что на самом деле вы понятия не имеете, будет ли оно работать. Лучше всего создать крайне урезанную версию вашего решения и посмотреть, действительно ли пользователи захотят ее использовать. В первой версии Airbnb почти нет функций (просмотра карты, профилей, сообщений, платежей и т. д.), они назвали ее «Airbnb Lite» и построили менее чем за месяц. Это нормально, если вам нужно выполнить кучу ручной работы, которая не масштабируется. Если пользователи действительно захотят ваш продукт, у вас будет время исправить все и сделать его масштабным позже. Как только у вас появятся первые пользователи, у вас появится стартап. При этом вам по-прежнему нужен кто-то с техническими навыками для создания MVP.
После того, как MVP будет готов, можно воспользоваться множеством советов для стартапов. Вот несколько ресурсов, которые я рекомендую:
— 22 важнейших совета от YC
— Очерки Пола Грэма
— Блог Марка Андриссена
Две неудачных стратегии
Есть пара путей, которые, на мой взгляд, чаще всего приводят новичков-основателей к провалу.
1) Придумать идею и пытаться «протолкнуть» ее инвесторам
Обычно эти начинающие предприниматели считают, что инвесторы, вкладывая средства, подтверждают ценность идеи, и что если они не могут привлечь деньги — значит, у них нет хорошей идеи. Но хорошие инвесторы заинтересованы в командах, которые уже находятся в процессе реализации своих идей, и стараются избегать команд, которые просто проталкивают идеи.
2) У меня есть идея, но я не могу написать код, и никто из моих соучредителей не может
Эти учредители хотят заплатить кому-то за создание их продукта. Затем они запустят его, попытаются привлечь деньги и построить техническую команду. Проблема в том, что хорошие инвесторы инвестируют в команду, которую вы создали. Если вы строите технологический стартап, но никто из вашей команды не умеет писать код или выполнять необходимую техническую работу, возможности привлечения инвестиций сильно снижаются. По моему опыту, у вас должно быть в 10 раз более интересное предложение, чтобы заполучить хорошего инвестора для нетехнической команды. Кроме того, проблема аутсорсинговой разработки заключается в том, что люди, которых вы нанимаете, не так мотивированы, как вы, и часто довольно дорого стоят.
Исключения
В «провальных» сценариях, описанных выше, есть много исключений, как для новичков, так и для более опытных основателей. Создание успешного стартапа — крайне сложный процесс, и когда вы решаете следовать по одному из «провальных» путей, ваша дорога бывает намного сложнее и с меньшей вероятностью приводит к успеху. Зачем делать вещи более болезненными для себя?
Я ни в коем случае не думаю, что это единственный путь, но когда основатели просят меня дать рекомендации, я советую именно его. Это самый эффективный подход из тех, что я видел, чтобы справиться с первыми серьезными препятствиями при создании продукта и поиска первоначального финансирования.