€ 98.45
$ 91.94
Тома́с Сарасено: Хотите жить в парящем в небе пузыре?

Лекции

Тома́с Сарасено: Хотите жить в парящем в небе пузыре?

В удивительном выступлении, стирающем границы между наукой и искусством, Тома́с Сарасено представляет серию скульптур и инсталляций, парящих в воздухе и изобретенных для вхождения в новую эру устойчивого развития — антропоцен. Гигантские инсталляции в форме облаков, висящих на высоте 22 метров, и скульптуры в форме шара, способные передвигаться без использования ископаемого топлива, — это детища Сарасено, приглашающие нас исследовать пределы наших земных и социальных экосистем

Тома́с Сарасено
Будущее

Это мое любимое место на Земле — солончак Уюни в Боливии. Когда он покрыт тонким слоем воды, в ней отражаются облака. Порой кажется, что ты паришь в облаках. А бывают такие дни, когда исчезает горизонт, и нет ни верха, ни низа. Тогда чувствуешь себя погруженным во что-то бо́льшее.

Однажды я был там ночью, проснулся посреди сновидения и увидел, что звезды тоже отражаются в воде. Это был не сон. Все выглядело так, словно ты мог пройти по звездам. У меня под ногами были звезды, я словно шагал по ним. Я как будто плыл во Вселенной в галактических облаках.

Но в наши дни там плавают не только галактические облака, но и облака из пластика. Это следы нашего пребывания на планете. Они стали отличительной чертой века, в котором образ жизни некоторых людей оказывает всеобъемлющее влияние на земные экосистемы. Эта эпоха носит название «антропоцен». Есть и другие виды токсичных облаков, повисших в воздухе в результате выброса углерода, сжигания ископаемых видов топлива, таких как нефть, уголь и газ. Облака, вид которых загрязняет наши мечты. Не знаю как вы, но… я всегда мечтал парить в облаках. Возможно, сообща мы сможем представить себе другие виды облаков, с которыми мы сможем жить.

Наверное это изображение вызывает вопросы: похоже на коллаж или фотомонтаж, выглядит странно. Но оно настоящее. Иногда я спрашиваю себя: а что такое реальность? Как говорит Александр Клуге: «Людей не интересует реальность, они ее не выносят. Это часть их сущности. У них есть желания. И эти желания совершенно противоположны реальности. Они предпочитают самообман отказу от своих желаний». Так как же тогда научиться парить в облаках? Как художник я считаю, что мы могли бы начать с создания летающего музея. Возникает вопрос: с пластиковыми пакетами?

В 2007 году сообщество, в которое вошли люди со всего мира, начало собирать использованные пластиковые пакеты — не новые. Мы их мыли, нареза́ли, склеивали и рисовали на них, создавая гигантское полотно. Мы сделали коллекцию рисунков с историями о людях и дружбе. И когда они соединяются и сворачиваются, создается пространство, полное воздуха. Когда солнце выходит из-за горизонта, музей поднимается в небо. Мы его называем «Солнечный аэромузей». Благодаря этой нехитрой идее мы научились парить в воздухе совершенно новым способом без использования какого либо топлива. Разница температур внутри и снаружи поднимает нас. Таким образом, при таком способе мы не нуждаемся в сжигаемом топливе, гелии, водороде, не нужны ни солнечные панели, ни батареи, ни моторы. Мы открыли новую простую, экологически чистую и доступную всем подъемную силу.

Помню, как в 2009 году я побывал в НАСА в числе 120 других инженеров. Вам известно, как взлетают самолеты: при помощи огромных, невероятно сложных в устройстве приборных панелей. И вот прихожу я с пластиковыми пакетами и говорю: «Есть другой способ…» Людям до сих пор это трудно понять. Поверив в эту идею, мы начинаем представлять себе новую эпоху, которая оставит позади жестокость антропоцена ради вхождения в новую эпоху, названную нами «аэроцен» — эпоху экологической сознательности, в которой мы научимся вместе парить в воздухе, достигать этического согласия с атмосферой и планетой Земля. Для этого я принёс вам сегодня этот рюкзак. Посмотрим.

Это шар, который мы также называем скульптурой. Если завтра будет солнечно, мы сможем полетать… хотя погода в Ванкувере не… не очень… не очень благоприятная.

Так, что в нем еще есть? Есть несколько сенсоров, которые, когда двигаются, оставляют в воздухе рисунки. Так же он оснащен другими сенсорами. Я уверен, что сначала нужно почувствовать, а потом измерять. Почувствовать звуки атмосферы, климата, горячего воздуха, чтобы затем измерить уровень озона, углекислого газа. Разрабатываемые нами совместно с различными сообществами по всему миру сенсоры дают нам данные о климате, температуре и окружающей среде, так как в воздухе есть другие предметы, ведь в атмосферу отправляемся не только мы: в ней полно живых облаков. Мы живем на дне воздушного океана.

И эта же самая скульптура — вот эта, что находится у меня в руках, — пролетела 600 километров от Германии до Польши за 12 часов, и ей не потребовалось топливо, а вот с пересечением границ были сложности. Путешествие оказалось сложнее, чем мы себе это представляли. Воздушное пространство военизировано и контролируется так же, как суша. Полет при помощи ветра, солнечного тепла и земного излучения сложен и прекрасен. Но еще сложнее запрашивать разрешение на пересечение воздушного пространства для каждой страны, над которой мы пролетали, следуя ветрам.

Во время Конференции по климату в Париже (COP21) мы представили эти сферические скульптуры, которые можно отправить в любую точку мира. Как же нам добраться при помощи ветра в желаемый пункт назначения? Совместно с МIТ мы разработали программу, прогнозирующую возможность полета с помощью потоков воздуха. Например, если мне нужно вернуться из Ванкувера в Берлин, сначала я должен выбрать высоту. На разных высотах есть разные направления и скорости. Красной линией обозначено будущее, оранжевой — прошлое, вот она. Как видим, лучший день для возврата в Берлин — а мы туда направляемся только с помощью ветра — будет через шесть дней. И через 170 километров достигаем центра Берлина, не используя ни капли сгораемого топлива, передвигаясь исключительно при помощи потоков ветра.

Мы полагаем, что траектории, которые мы рисуем с помощью ветра, могут быть преобразованы в подписи в защиту провозглашения Дня независимости от использования сгораемого топлива. Каждый раз мы прощупываем воздух по разному. И поскольку вам знаком День Земли, мы подумали, что можно праздновать и День воздуха: заключение пакта с Землей, этического соглашения с атмосферой. Но мы продолжили размышлять и мечтать.
Поняли, что чем больше эти скульптуры, тем больший вес они способны поднять. Помните, что они поднимаются только с помощью нагретого солнцем воздуха. И таким образом мы можем научиться строить воздушные сады. Удастся ли нам однажды поселиться в саду размером с Землю? Сможем ли мы жить в экосистеме, парящей в облаках? Решение этих вопросов связано не только с техническими проблемами — это способ пересмотреть проблему свободного передвижения между странами и преодолеть политические, социальные, культурные и военные ограничения в современном обществе, поскольку, в конечном итоге, воздух принадлежит всем и не зависит от чьего-либо суверенитета.

И как было уже сказано, воображение — это сила, позволяющая нам создавать такие места.

Это инсталляция, сделанная в музее Метрополитен в Нью-Йорке, показывает, как могли бы выглядеть такие транснациональные пространства. И населив однажды такие места, мы будем должны научиться в них передвигаться, гулять в облаках, в которых любое ваше движение влияет на движения остальных: вес тела и близость между людьми приводят к расширению или деформации пространства. Пока мы остановились на высоте в 22 метра. И если двое и больше людей слишком приблизятся друг к другу, это подействует на людей вдалеке от них: все они упадут в одно и тоже место. Это очень хрупкие экосистемы. А вот место, где мы создаем сети, которые нас соединяют. Бывает, что мы оказываемся над пустотой и парализованы страхом. Самое замечательное в этой инсталляции — схожий образ мыслей, возникающий, когда мы встречаемся в этих новых «аэрографиях».

И напоследок разрешите рассказать историю. 16 июля 1945 года в Белых песках Нью-Мексико произошел первый взрыв атомной бомбы. Облако с радиоактивными отходами этого взрыва рассеялось по всей Земле, отметив наступление эпохи антропоцена. 70 лет спустя, 8 ноября 2015 года, в том же самом месте произошло другое событие. Впервые в истории мы смогли поднять человека в воздух только при помощи энергии солнца, без сжигания какого-либо ископаемого топлива. По мере того, как солнце поднималось из-за горизонта, мы тоже поднимались, не спеша, потихоньку, без взрывов. И казалось, словно гравитация изменилась и не притягивает нас к центру Земли, а скорее тянет во Вселенную. И как сказал Нейл Армстронг, ступив на Луну: «Маленький шаг для человека — огромный скачок для человечества», возможно, и мы должны задаться вопросом: какие шаги мы должны предпринять сегодня?

В эпоху антропоцена наши шаги более скромны, но они радикально отличаются: они начались с пакета, наполненного воздухом, и с мечтаний, но, возможно, они позволят нам отказаться от ископаемого топлива и отпраздновать День воздуха. Шаги, которые не оставят следа на других планетах, пока мы не научимся путешествовать по нашей атмосфере. Это минималистичные ландшафты и небольшие шаги, но я надеюсь, что они позволят нам двигаться совместно. Я уверен, что эти шаги приведут нас не только на Луну, но и научат парить, не покидая Земли.

Перевод: Анна Зверева
Редактор: Юлия Каллистратова

Источник

Свежие материалы