€ 99.39
$ 93.15
Родэн Лайасоф: Как беспилотные авиатакси изменят мир и нас самих

Лекции

Родэн Лайасоф: Как беспилотные авиатакси изменят мир и нас самих

Предприниматель в сфере авиации Родэн Лайасоф утверждает: полеты станут намного более индивидуальными. В своем дальновидном выступлении он создает картину нового золотого века для авиапутешествий, когда автоматически управляемые авиатакси позволят избежать пробок и в корне изменят наши поездки на небольшие расстояния

Родэн Лайасоф
Будущее

Я люблю самолеты. О, еще как! Поэтому, когда в конце девяностых я поступил в колледж, было ясно: я буду изучать воздушно-космическое пространство. Вы не можете себе представить, сколько раз мне повторяли: «О нет, только не это. Изучать авиацию слишком скучно. В этой области все уже давно изобрели». Но эти ребята ошибались. Я думаю, следующее десятилетие станет еще одним золотым веком авиации. Меня лично воодушевляет тот факт, что полеты станут намного более индивидуальными.

Давайте сравним. В прошлом веке большие пассажирские самолеты соединили города по всему миру. Ведь 100 лет назад для всех нас невозможно было бы прилететь со всех концов мира сюда, на пятидневную конференцию. Но сегодня мы здесь, и наверняка многие сделали это, не задумываясь. И это довольно выдающееся достижение для всего человечества. Но если говорить о повседневной жизни, мы все еще много передвигаемся на авто. Или всеми силами пытаемся этого избежать. Мои лучшие друзья живут в Сан-Франциско. Я живу в Маунтин-Вью, это в 64 километрах от него. Мы все занятые люди. В конце рабочего дня нас разделяет примерно два часа езды в пробках. Честно говоря, мы не виделись уже несколько месяцев.

Я работаю в центре города Сан-Хосе, возле аэропорта. И бывает, я могу уйти с работы, сесть на самолет и улететь в Лос-Анджелес. Туда я доберусь быстрее, чем на авто в Сан-Франциско. Все больше людей переезжают в города, дороги загружены, а расширить их непросто. Так происходит почти везде. Хороших решений, как избавиться от пробок, не так уж много.

А что, если через них можно было бы перелететь? Небо используется недостаточно, и я уверен, оно никогда не будет загружено так, как дороги. Прежде всего, небо — совсем иное измерение. К тому же, из соображений безопасности и организации воздушного движения, летать в небе нос к носу будет запрещено. Это означает, что в большинстве случаев полеты могут быть долгосрочной и привлекательной альтернативой перемещениям на земле.

Представьте: вы вызываете Uber, вас подвозят на ближайшую посадочную площадку, мы называем их вертопортами, и уже там вас ожидает самолет, на котором вы летите над всеми пробками. И уже там, на другом Uber-такси, вы добираетесь к другу. Я сказал Uber, но мне кажется, нам нужно поздравить пиарщиков компании Lyft за дальновидность при выборе названия бренда.

Признаю, в моем примере несколько дополнительных стадий. Но все же 30 минут, а не два часа, и стóит это примерно $60, при этом вы еще и полетаете. Мы пока не достигли цели, но мы намного ближе, чем вы думаете. Первое, что нам нужно, это самолет, который поднимется в воздух и приземлится на небольшой поверхности, и быстро доставит вас к месту назначения. Сейчас так можно сделать и на вертолете, но в целом вертолеты — это дороговато, ими тяжеловато управлять, а еще они немного шумят: каждый день над городом не полетаешь. Эта ситуация уже меняется благодаря беспилотному электрополету.

В частности, электрополет открывает такие возможности для комплектации транспортного средства, какие мы бы просто не могли осваивать в прошлом. Использование электродвигателей, а они могут располагаться по всему самолету и весят совсем немного, создает дополнительную мощность и безопасность. А еще электродвигатели чище, дешевле и тише, чем двигатели внутреннего сгорания. Автономия расширяет транспортную сеть и, на мой взгляд, повысит безопасность самолетов. Коммерческие рейсы автоматизированы на протяжении почти всего полета, и я верю, что настанет момент, когда мы будем доверять только автоматическим воздушным аппаратам.

Одна из наших команд в компании А3 хотела узнать, насколько мы близки к этому будущему. Они создали прототип такого самолета и полетели на нем. При конструировании использовали только проверенные и имеющиеся в наличии технологии. Мы назвали его Vahana. Он полностью электрический, взлетает и приземляется вертикально, но летит как обычный самолет. Это полностью беспилотный аппарат. Вы нажимаете на кнопку, он взлетает, летит и приземляется самостоятельно. На экране вы видите прототип. Он предназначен для одного пассажира и его багажа. За 15 минут он может пролететь около 30 километров.

По нашим оценкам, такая поездка должна стоить примерно $40. И на этом можно построить бизнес. В аппарате несколько дополнительных двигателей и батарей, и если что-то сломается, он продолжит полет, нормально приземлится. Он не очень шумный. Когда летит прямо над головой, он тише, чем Toyota Prius на магистрали. Это умный аппарат с камерами, лидаром и радаром, позволяющими определить и облететь непредвиденные препятствия. Много внимания уделяется эффективности, поэтому батареи маленькие, легкие и служат дольше. Для сравнения, батарея Vahana почти в два раза меньше батареи Tesla Model S. Самолет расходует около 40 киловатт-час. Заменить батареи можно без выключения всего за несколько минут.

Я думаю, что через пару лет люди будут без боязни садиться в беспилотное электрическое авиатакси вертикального взлета и посадки. Сейчас команда усердно работает над следующей версией, в которой будут места для двух человек и увеличится дальность полета. Но важнее то, что на данный момент около 20 компаний по всему миру работают над такими самолетами. Очень вероятно, что через пять ближайших лет в некоторых городах мы увидим вертопорты и иконки в виде самолета в приложениях по использованию транспорта. Все начнется с десятка аппаратов, но со временем они будут исчисляться сотнями и летать вблизи городов. Эта трансформация изменит наше отношение к поездкам на небольшие расстояния.

В прошлом веке самолеты объединили нас, в следующем — возобновят отношения с ближайшими регионами, и, я надеюсь, восстановят наши старые личные связи.

Спасибо.

Крис Андерсон: Ок, то есть, когда эти аппараты появятся на рынке, они будут с одним посадочным местом?

Родэн Лайасоф: Наши — да.

КА: Ваши — да. То есть человек выходит из машины, открывается дверь, он заходит, а там больше никого нет. И эта штуковина взлетает. Мы можем проголосовать? В этом зале есть те, кто любят пробовать новое. Интересно, кто из зрителей пришел в восторг от мысли, что его поднимет вверх автоматическая летающая… Ну вот, пожалуйста!

РЛ: Неплохо.

КА: Да, круто. Половина участников TED явно спятила.

РЛ: Сейчас мы сосредоточены главным образом над снижением цены, чтобы на этом можно было создать бизнес. Поэтому в некоторых вещах мы руководствуемся именно этим. И $40 — это отметка, к которой мы стремимся. В таком случае это изобретение станет доступным для широких масс.

КА: Когда аппарат появится в продаже, проблемой будет не технология, а скорее, установление технических норм?

РЛ: Да, возможно, согласен. Эта технология должна стать безопаснее, до таких уровней, которые установлены в самолетах. Я не думаю, что это преграда для разработчиков, просто над этим надо работать.

КА: Говоря о совместном пользовании транспортом, сколько времени понадобится, чтобы у многих в гараже стоял такой аппарат или похожий и они могли полететь просто так в гости к друзьям?

РЛ: Мне кажется, совместное пользование транспортом позволяет справляться со всеми этими делами намного эффективнее. Есть миллениалы, которые говорят, что не хотят иметь машину в принципе. Я думаю, самолет они тем более покупать не захотят. Поэтому… Я считаю, что сеть растет и функционирует намного лучше, если это платформа для совместного пользования транспортом и если связь с руководством организации воздушного движения контролируется из центра.

КА: Класс! Спасибо за выступление.

РЛ: Спасибо.

КА: Было круто.

Перевод: Екатерина Лошко
Редактор: Алена Черных

Источник

Свежие материалы