Илон Маск: человек, создавший Tesla, SpaceX, SolarCity…

Лекции

Илон Маск: человек, создавший Tesla, SpaceX, SolarCity…

У предпринимателя Илона Маска много далеко идущих планов. В беседе с куратором TED Крисом Андерсоном основатель таких компаний, как PayPal, Tesla Motors и SpaceX, рассказывает о своих опережающих время проектах: о доступном электромобиле, о компании, предоставляющей солнечные панели в аренду, и о ракете, предназначенной для многократного использования

Илон Маск
БудущееЛидерство

Крис Андерсон (КА): Илон, какая дерзкая мечта побудила тебя бросить вызов автомобильной промышленности и создать полноценный электромобиль?

Илон Маск (ИМ): Все началось, когда я еще учился в университете. Я размышлял над тем, какие проблемы придется решать миру и человечеству в будущем. Мне кажется, экологически устойчивые транспортная и энергетическая системы — это очень важно. Проблема устойчивой энергетической системы — самая значительная из тех, которые нам предстоит решить в этом веке, независимо от экологического аспекта. Даже если бы выбросы CO2 благоприятно сказывались на окружающей среде, то с учетом того, что мы скоро исчерпаем углеводородные месторождения, нужно искать надежную альтернативу.

КА: Большая часть электричества в США производится путем сжигания ископаемого топлива. Как электромобиль, питающийся от такого источника, сможет исправить ситуацию?

ИМ: Да, действительно. У этой проблемы два аспекта. С одной стороны, если взять ископаемое топливо, произвести из него энергию на электростанции и использовать ее для заряда электромобилей, это уже полдела. К примеру, если взять природный газ — самое распространенное углеводородное топливо — и сжечь его в современной газовой турбине General Electric, то мы получим КПД около 60%. Если такое же количество газа поместить в двигатель внутреннего сгорания автомобиля, то КПД упадет до 20%. Дело в том, что на стационарной электростанции можно разместить громоздкое оборудование, а избыток тепла направить на паровой двигатель как на второстепенный источник питания. То есть, даже если учитывать потери фактической мощности при передаче энергии, использовать этот вид топлива для зарядки электромобиля в два раза эффективнее, чем жечь его на электростанции.

КА: Масштаб обеспечиваеттакую эффективность.

ИМ: Да, обеспечивает. К тому же, перед нами стоит проблема поиска экологически устойчивых способов получения электроэнергии. В таком свете переход на электромобили как на основной вид транспорта представляется разумным.

КА: У нас есть сюжет о сборке модели Tesla. Давайте посмотрим. Итак, в чем же новаторство этого процесса?

ИМ: Чтобы ускорить переход на электротранспорт… Замечу, что, по моему мнению, все виды транспорта перейдут на электропитание, за исключением — как ни парадоксально — ракет. Тут третий закон Ньютона не обойти. Вопрос в том, как же ускорить переход на электротранспорт? В случае с автотранспортом, нужна модель по-настоящему энергоэффективного автомобиля, то есть невероятно легкого. Tesla — единственный автомобиль в Северной Америке с полностью алюминиевыми корпусом и шасси. Чтобы сделать эту модель как можно легче, несмотря на массивный аккумулятор, мы применили методы, используемые в ракетостроении. Еще Tesla обладает самым низким коэффициентом лобового сопротивления среди автомобилей данного размера. В результате получилась модель, которая потребляет мало энергии, оснащена самым современным аккумулятором и благодаря этим факторам обладает конкурентной дистанцией пробега — может проехать около 400 километров.

КА: Как я понимаю,аккумуляторы очень тяжелые, но, благодаря небольшой массе кузова, даже при тяжелом аккумуляторе можно получить высокий КПД.

ИМ: Именно так. Чтобы уравновесить массу аккумулятора, остальные части автомобиля должны быть легкими, а чтобы обеспечить максимальную дистанцию пробега, нужен низкий коэффициент лобового сопротивления. Владельцы Мodel S состязаются между собой в том, кто проедет дальше. По-моему, кому-то даже удалось проехать 675 км на одном заряде.

КА: Это удалось Бруно Баудену. Он здесь сегодня. Побил мировой рекорд.

ИМ: Мои поздравления.

КА: Это хорошая новость. Плохая новость — для этого ему пришлось ехать с постоянной скоростью 28 км/ч, за что его остановила патрульная служба.

ИМ: На самом деле, даже если ехать со скоростью 100 км/ч, то 400 км — это довольно приличная дистанция.

КА: Давайте посмотрим второй сюжет про Мodel S на льду. Это, кстати, ни в коем случае не камень в сторону New York Times. Что самое необычное в управлении электромобилем?

ИМ: Дело в том, что электромобиль обладает невероятной чувствительностью, откликом. Мы хотели, чтобы люди ощутили, будто они стали единым целым с автомобилем, почувствовали автомобиль продолжением себя. Чтобы при прохождении поворота и на высокой скорости, ощущалось, будто у машиные сть система динамической стабилизации. Это возможно при управлении электромобилем благодаря его чувствительности, и невозможно для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Мне кажется, в этом заключается довольно весомое отличие двух типов машин, и осознать это можно, только сев за руль электромобиля.

КА: Да, автомобиль элегантный, но дорогой. Есть ли план, как сделать его доступным для более широкого круга потребителей?

ИМ: Да. В стратегии Tesla три этапа. Сначала мы запускаем первую модель — дорогой автомобиль, малая партия; затем модель в средней ценовой категориии, средняя партия; и наконец, третью модель —автомобиль по доступной цене, крупная партия. Сейчас мы на втором этапе. Мы начали со спортивного автомобиля за $100 тысяч. Это был Roadster. Затем мы перешли к Мodel S, которая стоит около $50 тысяч. Модель третьего поколения, которую мы надеемся выпустить через три-четыре года, будет стоить около $30 тысяч. При внедрении новых технологий обычно требуется три поколения продукта для разработки привлекательного товара массового потребления. Мы успешно работаем в этом направлении. Я уверен, что мы достигнем нашей цели.

КА: На данном этапе, если ехать недалеко, можно доехать до места назначения, вернуться и зарядить автомобиль дома. Пока ведь не существует разветвленной сети быстрых зарядных станций. По твоему мнению, такая сеть появится? Или станции будут только вдоль основных автобанов?

ИМ: На самом деле, уже есть гораздо больше станций, чем многие предполагают. Наша компания также разработала технологию Суперзарядки. Если вы купите Model S, то получите бесплатный доступ к этой сети пожизненно. Наверное, многие еще не в курсе, но у нас есть станции повсюду в Калифорнии и Неваде, а также между Бостоном и Вашингтоном на Восточном побережье. К концу этого года станет возможным доехать от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, пользуясь только сетью Суперзарядки, благодаря которой можно зарядить аккумуляторы в пять раз быстрее, чем любым другим способом. Главное, чтобы соотношение времени езды ко времени стоянки составляло 1 к 6 или 7. То есть, после трех часов езды лучше остановиться на 20-30 минут. Обычно люди так и делают. Скажем, если вы выехали в 9 утра, то к полудню захотите остановиться перекусить, освежиться, выпить кофе и продолжить путь.

КА: То есть для полного заряда нужно будет остановиться на час. Не ожидайте, что стоянка займет всего 10 минут. Подождите часок, но зато вы внесете свой вклад в спасение планеты, а зарядка бесплатная. Ничего платить не нужно.

ИМ: На самом деле, мы предполагаем, что водители будут останавливаться на 20-30 минут — не на час. Лучше проехать 250-270 км, остановиться на полчаса и продолжить путь. Это естественный темп длительной поездки.

КА: Электромобиль Tesla — лишь одно из твоих начинаний в области энергетики. У вас есть еще компания SolarCity, занимающаяся солнечной энергией. Чем она отличается от других?

ИМ: Как я уже говорил ранее, нам нужны экологически устойчивые способы производства и потребления электроэнергии, и я уверен, что основным методом генерации электричества станет солнечная энергия. По сути, это непрямой синтез. У нас уже есть гигантский реактор в небе —Солнце. Осталось только направить часть солнечной энергии на нужды человечества. Большинство из нас до конца не осознает, что почти весь мир и так питается солнечной энергией. Не будь Солнца, нашла планета так и осталась бы ледяным шаром с температурой 3К. Солнце питает круговорот воды в природе. Вся экосистема «работает» на солнечной энергии.

КА: Однако в литре бензина сосредоточены тысячи лет солнечной энергии. В экономическом смысле сложно сопоставить солнечную энергию с бензином или даже отдаленно сравнить с эффективностью природного газа, особенно добытого методом разрыва пласта. Какой у вас бизнес-план на этот счет?

ИМ: Честно говоря, я уверен, что солнечная энергия одержит безоговорочную победу над другими источниками, в том числе, природным газом.

КА: Но как?

ИМ: Это должно случиться. Иначе мы обречены.

КА: Но компания SolarCity не продает солнечные панели на рынке. Чем же она занимается?
ИМ: Продает. Наше оборудование можно купить, а можно взять в аренду. Большинство клиентов предпочитает брать в аренду. Прелесть солнечной энергии в том, что для ее получения не требуется никакого исходного сырья или производственных издержек. Достаточно установить солнечные панели — и все. Оборудование будет работать десятилетиями. Может быть, и все сто лет. Таким образом, главное — снизить стоимость первоначальной установки, затем снизить стоимость финансирования, потому что именно из этих двух слагаемыхи складывается стоимость солнечной энергии. Мы значительно продвинулись в достижении этой цели. По этой причине я уверен, что нам удастся превзойти эффективность природного газа.

КА: То есть вы предлагаете клиентам внести небольшую предоплату?

ИМ: Без предоплаты.

КА: Без предоплаты. Компания установит панели на крышу. А затем нужно платить. Как долго длится срок аренды?

ИМ: Стандартный срок — 20 лет. Однако предложенное преимущество довольно простое. Вы не вкладываете деньги, и ваш счет за электричество уменьшается. Весьма выгодная сделка.

КА: Это выгодно для клиента. Никаких рисков. Вы будете платить меньше, чем сейчас. А в чем выгода для вас… То есть, кто владеет электричеством, вырабатываемым панелями, в итоге? В чем выгода компании?

ИМ: Компания SolarCity занимает капитал у другой компании или банка. Один из наших основных партнеров —компания Google. Инвесторы ожидают получить определенный доход со своих вложений. На этот капитал SolarCity приобретает и устанавливает панели на крыше, а затем взымает с владельца дома или предприятия ежемесячную арендную плату, меньшую, чем обычный счет за электричество.

КА: Но ведь вы получаете долгосрочную коммерческую выгоду с этой энергии. Создаете своего рода распределенную энергетическую сеть.

ИМ: Именно так. В итоге получается гигантская распределенная сеть. Мне кажется, это хорошо. Раньше энергоснабжение было монополией, у людей не было выбора. Теперь впервые можно сказать, что у монополистов появились конкуренты. Раньше линии электроснабжения принадлежали электрическим компаниям, а теперь электричество —на крыше вашего дома. Думаю, это расширяет возможности владельцев домов и предприятий.

КА: Ты правда считаешь, что большая часть энергетики в США через 10-20 лет или на глазах у нашего поколения станет солнечной?

ИМ: Я уверен, что солнечная энергия составит приличную часть, возможно, даже большинство генерируемой энергии. Думаю, приличную часть она займет менее чем через 20 лет. Я даже заключил пари…

КА: А что значит приличная часть?

ИМ: Больше энергии будет получаться от Солнца, чем из любых других источников.

КА: Ясно. С кем ты заключил пари?

ИМ: С другом, который пожелал остаться неизвестным.

КА: Только между нами.

ИМ: Я заключил это пари два или три года тому назад, то есть примерно через 18 лет солнечная энергия станет доминирующим источником.

КА: Теперь давай поговорим о другом пари, которое ты заключил с самим собой. Довольно безрассудное пари, честно говоря. Тебе удалось заработать на продаже системы платежей PayPal. И ты решил создать космическую компанию. Как тебе вообще такое могло прийти в голову?

ИМ: Мне часто задают этот вопрос. И часто шутят: «Слышал про мужика, который сколотил небольшое состояние на космических технологиях? А начал он с большого состояния». Я всегда отвечаю, что хотел найти самый быстрый способ, как превратить большое состояние в маленькое. А они думают: «Он что?! Серьезно?!»

КА: Все действительно было серьезно.С чего же все началось?

ИМ: Это было рискованное начинание. Мы почти потерпели фиаско. Мы были очень близки к краху, но нам удалось преодолеть черную полосу в 2008. Цель компании SpaceX —развивать космические технологии, и в частности попытаться ответить на насущный вопрос, который стоит перед человечеством: «Как сделать космические путешествия возможными?» Иными словами, как создать ракету, пригодную для частой неоднократной эксплуатации?

КА: Человечество будет бороздить космос? Это твоя заветная мечта с детства? Ты мечтал об экспедиции на Марс, к звездам?

ИМ: Я собирал модели ракет в детстве, но никогда не думал, что буду работать в этой сфере. Скорее, я задался вопросом о том, что нужно сделать, чтобы наступило то самое захватывающее будущее? Я убежден, что существует огромная пропасть между увлекательной судьбой человечества, которое покоряет космос, исследует звезды и планеты, и судьбой человечества, которое заточило себя на Земле и несется к неминуемой гибели.

КА: Тебе как-то удалось уменьшить стоимость сборки ракеты почти на 75% —в зависимости от того, как считать. Как тебе это удалось? НАСА уже давно пытается. Но как этого добился ты?

ИМ: Мы значительно улучшили технологии изготовления корпуса, двигателей, электроники для ракеты, усовершенствовали процедуру запуска. Мы внедрили множество новшеств, о которых довольно сложно рассказать вкратце…

КА: Не говоря уже о том, что разработки могут попросту скопировать. Вы ведь не получали патенты на них. Любопытно, почему?

ИМ: Нет, не получали.

КА: Не получали, потому что считаете, что патентовать рискованнее, чем не патентовать?

ИМ: Поскольку наши основные конкуренты — государства, осуществление правовой функции патента весьма сомнительно.

КА: Это очень, очень любопытно. Но самые значительные прорывы еще впереди — в разработке. Расскажи нам о них.

ИМ: Да, о значительных прорывах…

КА: Давайте посмотрим сюжет, а ты просто расскажешь нам по ходу, что там происходит.

ИМ: Конечно. Дело в том, что все ракеты одноразовые. Все части современных ракет одноразовые. Шаттл был попыткой создать ракету-челнок для многоразового использования, но при каждом запуске все равно приходилось отбрасывать пустой топливный блок, а по возвращении шаттла над его восстановлением трудилось 10 тысяч человек в течение девяти месяцев. В результате, каждый рейс стоил около миллиарда долларов. Разумеется, это не очень эффективно.

КА: Что это было?! Что-то приземлилось?

ИМ: Совершенно верно. Важно, чтобы ступени ракеты могли вернуться, вернуться на место запуска и быть готовыми к повторному запуску спустя несколько часов.

КА: Ничего себе. Многоразовые ракеты.

ИМ: Да. Широкой публике неизвестно, что стоимость топлива, ракетного топлива, очень низкая. Почти такая же, как и для самолета. То есть стоимость топлива составляет около 3% от стоимости ракеты. Таким образом, можно в 100 раз уменьшить стоимость космического полета, если удастся эффективно повторно использовать ракету. Поэтому это так важно. Все виды транспорта, кроме ракет — будь то самолет, поезд, автомобиль, мотоцикл или лошадь — рассчитаны на неоднократное использование. Чтобы бороздить космические просторы, нам нужно решить эту проблему.

КА: Ты спрашивал меня о том, насколько были бы популярны морские круизы, если бы после каждого плавания приходилось сжигать корабль.

ИМ: Некоторые круизы все же доставляют множество проблем.

КА: Они безусловно дороже других видов транспорта. Потенциально эта технология изменит мир и, возможно, станет первым шагом к осуществлению твоей мечты — отправить человека на Марс. Ты ведь мечтаешь о колонии на Марсе.

ИМ: Да, именно так. Компании SpaceX или группе компаний и государств следует работать над тем, чтобы жизнь распространилась и на другие планеты, чтобы основать базу на другой планете, на Марсе — если рассуждать в рамках возможного — и затем развивать эту колонию, чтобы человечество стало многопланетной цивилизацией.

КА: Как успехи с тем, чтобы сделать ракеты многоразовыми? В сюжете была показана лишь симуляция. Есть подвижки?

ИМ: Да, нам удалось значительно продвинуться в последнее время. Речь идет о нашем испытательном проекте —Grasshopper [англ. «Кузнечик»]. Мы проводим испытания вертикального приземления — финальной и довольно сложной стадии полета. Нам удалось достигнуть неплохих результатов.

КА: Мы можем увидеть?

ИМ: Да. Это чтобы был понятен масштаб. Мы одели манекен в костюм Джонни Кэша и прикрепили его к ракете.

КА: Давайте посмотрим сюжет. Честно говоря, просто невероятно, если подумать. Никто не видел ничего подобного. Ракета отрывается от земли и…

ИМ: Ракета высотой примерно с 12-этажное здание. Теперь ракета парит примерно на высоте 40 метров, непрерывно регулируя угол наклона, отклонение от вертикальной оси основного двигателя и поддерживая крен с помощью реактивных двигателей на каменноугольном газе.

КА: Вы только представьте! Илон, как тебе это удалось? Твои проекты —Paypal, SolarCity, Tesla, SpaceX — настолько разные, настолько дерзкие. Как одному человеку могли прийти в голову новаторские идеи такого масштаба? Что в тебе особенного?

ИМ: Не знаю, честно говоря. У меня нет ответа на этот вопрос. Я много работаю. То есть очень много.

КА: А у меня есть гипотеза на этот счет.

ИМ: Какая же?

КА: Мне кажется, ты способен думать на таком уровне системного мышления, который вбирает в себя инженерную мысль, технологии и предпринимательское начало. Как если бы TED объединял TBD —технологии, бизнес, дизайн. Ты можешь синтезировать эти направления в единое целое, как никто другой, и — определяющий момент — ты настолько уверен в успехе этой гремучей смеси, что готов пойти на немыслимый риск. Ты ставишь на кон свое состояние. Так было уже не раз. Мало кто способен на такое. В чем твой секрет? Можно внедрить его в нашу систему образования? Мы можем у тебя этому научиться? То, что ты делаешь, просто невероятно.

ИМ: Хм, спасибо. Спасибо. Я считаю, что лучшая мыслительная модель – это физика. Своего рода мышление в рамках основных принципов. Думаю, существует… Я имею в виду выведение фундаментальных истин и построение остального на их основе. В отличие от мышления по аналогии. В повседневной жизни мы часто полагаемся на аналогию, то есть копируем то, что делают окружающие, и добавляем небольшие изменения. Это неизбежно. В противном случае человеку просто не удастся пережить даже один день. Однако, когда необходимо сделать что-то новое, лучше использовать инструментарий физики. Физика демонстрирует, как можно открыть парадоксальные явления, например, принципы квантовой механики, которые, можно сказать, противоречат здравому смыслу. Важно научиться так думать. Еще важно обращать внимание на критику, поощрять критические замечания, особенно от друзей. Звучит просто, но многие этого избегают, а критика чрезвычайно полезна.

КА: Мальчики и девочки, учите физику. Берите пример с этого дяденьки. Илон Маск, жаль, что мы не можем беседовать днями напролет. Спасибо, что заглянул к нам на TED.

ИМ: Спасибо.

КА: Это было круто! Очень, очень круто. Ты только посмотри. Просто поклонись. Невероятная беседа. Спасибо большое.

Перевод: Полина Гортман
Редактор: Владимир Л.

Источник

Свежие материалы