Site icon Идеономика – Умные о главном

Нави Раджу: Креативное решение проблем в условиях крайних ограничений

Нави Раджу

Когда вы растете в развивающейся стране, например, в Индии, где вырос я, вы мгновенно учитесь получать больше отдачи от ограниченных ресурсов и находить креативный подход к повторному использованию того, что у вас уже есть. Посмотрите на пример Мансука Праджапати, индийского гончара. Он создал холодильник, полностью сделанный из глины, который не потребляет электричество. Он может сохранять фрукты и овощи свежими в течение многих дней. Это в буквальном смысле свежий подход. В Африке, если в вашем сотовом телефоне садится батарейка, не паникуйте. Вы найдете находчивых предпринимателей, которые зарядят ваш сотовый телефон при помощи велосипеда. Раз уж мы находимся в Южной Америке, давайте посмотрим на Лиму, столицу Перу, регион с высокой влажностью, где выпадает всего 3 см осадков в год. Инженерный колледж в Лиме разработал гигантский рекламный щит, который поглощает влагу из воздуха и преобразует ее в очищенную воду, ежедневно генерируя более 90 литров воды. Перуанцы — изумительные люди. Они буквально могут создать воду из воздуха.

За последние семь лет я встретил и изучил сотни предпринимателей в Индии, Китае, Африке и Южной Америке, и они продолжают удивлять меня. Многие из них не ходили в школу. Они не создают свои изобретения в больших лабораториях. Их лаборатории — улицы. Почему они это делают? Потому что у них нет основных ресурсов, воспринимаемых нами как должное, например, капитала и энергии, а такие основные службы, как здравоохранение и образование, также дефицит в этих регионах. Когда внешние ресурсы ограничены, нужно обратиться внутрь себя, чтобы достать наиболее богатый ресурс — человеческую изобретательность, — и использовать ее, чтобы найти способы решения проблем ограниченных ресурсов.

В Индии мы называем это «джугаад». Джугаад — это слово на языке хинди, означающее разработку, сделанную из подручных материалов; умное решение, рожденное в бедственной ситуации. Решения джугаад не сложны и не идеальны, но они создают бо́льшую ценность при низких затратах. Для меня предприниматели, создающие решения джугаад, словно алхимики. Они чудесным образом превращают невзгоды в возможности и преображают что-то с наименьшей ценностью во что-то с наибольшей. Иными словами, они овладели искусством делать из меньшего большее, а это есть суть экономных инноваций.

Экономные инновации — это возможность создать бо́льшую экономическую и социальную ценность, используя меньше ресурсов. Экономные инновации — не значит обходиться чем-то, это значит — сделать жизнь лучше. Теперь я хочу показать вам, как на всех развивающихся рынках предприниматели и компании заимствуют экономные инновации в крупных масштабах с целью рентабельно поставлять энергию и услуги здравоохранения миллиардам людей, у которых низкий доход, но очень большие надежды.

Давайте посмотрим на Китай, где самый крупный провайдер IT-услуг Neusoft разработал решение в области телемедицины, чтобы помочь городским врачам дистанционно лечить пожилых и бедных пациентов в китайских деревнях. Это решение основано на простом в обращении медицинском устройстве, которое менее квалифицированный медперсонал может использовать в сельских больницах. Китай отчаянно нуждается в таких экономных медицинских решениях, потому что к 2050 году он будет домом для более полумиллиарда пожилых граждан.

Теперь давайте взглянем на Кению, страну, где половина населения использует мобильное решение для платежей M-Pesa. Это потрясающее решение для Африканского континента, потому что 80% африканцев не имеют банковского счета. Невероятен тот факт, что M-Pesa теперь становится источником других революционных бизнес-моделей в таких сферах, как энергетика. Например, M-KOPA, решение для дома, которое помещается буквально в коробку. Оно состоит из панели солнечных батарей, устанавливаемой на крышу, трех светодиодных ламп, радио и зарядки для сотового телефона. Однако весь комплект стоит $200, это очень дорого для большинства кенийцев. Вот где мобильная телефония сможет сделать это решение более доступным по цене. Сегодня вы можете купить этот комплект, сделав первоначальный взнос $35, а затем погасить остаток путем внесения ежедневных микроплатежей в 45 центов, используя свой мобильный телефон. Как только вы сделаете 365 микроплатежей, система разблокируется. Теперь вы владеете продуктом и получаете бесплатную чистую энергию. Это потрясающее решение для Кении, где 70% людей живут за пределами сети линий электропередач. Это показывает, что в экономных инновациях важно то, что вы берете самое распространенное — мобильную связь — для решения проблемы дефицитного ресурса — энергии.

Используя экономные инновации, глобальный Юг фактически догоняет Север, а в некоторых случаях и обходит его. Вместо строительства дорогостоящих больниц Китай использует телемедицину, чтобы экономично лечить миллионы пациентов. А Африка вместо того, чтобы строить банки и электросети, напрямую обращается к мобильным платежам и распределенной чистой энергии.

Эти инновации диаметрально противоположны тому, как мы вводим новшества на Севере. Я живу в Кремниевой долине, где мы продолжаем гнаться за следующим технологическим прорывом. Подумайте об iPhone 5, 6, потом 7, 8. Западные компании тратят миллиарды долларов, инвестируя в исследования, и используют тонны природных ресурсов на создание все более сложных продуктов, чтобы сделать свои бренды конкурентоспособными. При этом они взимают с покупателей бо́льшую цену за новые функции. Поэтому традиционная бизнес-модель на Западе — больше за бо́льшее. Но, к сожалению, такая модель изживает себя по трем причинам. Первая заключается в том, что бо́льшая часть западных потребителей из-за уменьшающейся покупательной способности больше не могут позволить себе покупку столь дорогих товаров. Вторая — у нас иссякают ресурсы природной воды и нефти. В Калифорнии, где я живу, нехватка воды становится большой проблемой. И третья, самая главная причина — растущее неравенство доходов между богатым и средним классами на Западе. Существует большой разрыв между существующими товарами и услугами и основными нуждами потребителей. Знаете ли вы, что сегодня более 70 млн американцев не используют банковские услуги в полной мере, потому что они не предназначены для удовлетворения их основных потребностей.

Затянувшийся экономический кризис на Западе заставляет людей задуматься над тем, что они вскоре потеряют высокий уровень жизни и столкнутся с лишениями. Я думаю, что единственный способ сохранить рост и процветание на Западе — научиться делать большее с наименьшими затратами.

Хорошая новость — этот процесс уже начался. Несколько западных компаний сейчас перенимают экономные инновации, чтобы создать доступные продукты для западных потребителей. Позвольте мне привести пару примеров.

Когда я впервые увидел это здание, я подумал, что это что-то вроде постмодернистского дома. На самом деле это небольшой завод, созданный Grameen Danone, совместным предприятием между Grameen Bank Мухаммада Юнуса и многонациональной компанией Danone для производства высококачественного йогурта в Бангладеш. Этот завод составляет 10% размера существующих заводов Danon и потребовал гораздо меньше затрат на постройку. Я думаю, его можно назвать «низкокалорийным» заводом. Итак, этот завод, в отличие от высокоавтоматизированных западных заводов, полагается в основном на ручной труд, чтобы создать рабочие места для местных. Danone был настолько вдохновлен этой моделью, сочетающей экономическую эффективность и социальную устойчивость, что сейчас планирует применять ее в других частях света.

Когда вы видите такой пример, вы можете подумать, что экономные инновации низкотехнологичны. В действительности это не так. Экономные инновации также позволяют сделать высокие технологии более доступными для большего количества людей. Позвольте мне привести пример.

В Китае инженеры отдела исследований и развития компании Siemens Healthcare разработали компьютерный томограф, который достаточно прост для использования менее квалифицированным персоналом — медсестрами и техниками. Этот аппарат может сканировать больше пациентов в день, при этом потребляя меньше энергии. Это отличное решение как для больниц, так и для пациентов, потому что оно снижает стоимость лечения на 30% и дозу облучения почти на 60%. Это решение изначально было разработано для китайского рынка, но сейчас продается, как горячие пирожки, в США и Европе, где от больниц требуют предоставлять качественные услуги по более низкой цене.

Но революция в сфере экономных инноваций на Западе возглавлена креативными предпринимателями, которые придумывают удивительные решения для удовлетворения основных нужд населения США и Европы. Давайте я быстро приведу 3 примера недавно созданных компаний, которые вдохновляют лично меня. Первая из них была запущена моим соседом в Кремниевой долине. Она называется gThrive. Они производят беспроводные датчики, похожие на пластмассовые линейки. Фермеры могут втыкать их в различные места на поле и собирать детальную информацию о состоянии почвы. Динамические данные позволяют фермерам оптимизировать использование энергии воды, улучшая при этом качество продукции и урожайность. Это прекрасное решение для Калифорнии, столкнувшейся с огромной нехваткой воды. Система окупает себя в течение одного года.

Второй пример — компания Be-Bound, также находящаяся в Кремниевой долине. Она позволяет вам подключиться к интернету даже в тех районах, где отсутствует связь, где нет Wi-Fi, 3G или 4G. Как они это делают? Они просто используют СМС, базовую технологию, которая оказывается самой надежной и наиболее широко распространенной во всем мире. Сегодня 3 млрд человек с сотовыми телефонами не имеют доступа в интернет. Это решение может экономным способом подключить их к интернету.

Во Франции создали компанию под названием Compte Nickel, совершающую революцию в банковском секторе. Она позволяет тысячам людей войти в семейный магазинчик и всего за 5 минут активировать сервис, предлагающий им 2 продукта: международный банковский счет и международную дебетовую карту. Они взимают фиксированную годовую плату за обслуживание в размере всего 20 евро. Это значит, что вы можете совершать все банковские операции — отправлять и получать деньги, оплачивать дебетовой картой — без дополнительных сборов. Вот что я называю дешевыми банковскими услугами без наличия банка. Поразительно, что 75% клиентов, пользующихся этим сервисом, — французы среднего класса, для которых высокие банковские сборы непозволительны.

Я рассказывал об экономных инновациях, которые изначально появились на Юге, а сейчас заимствуются на Севере. В конечном счете мы хотим видеть, как развитые и развивающиеся страны объединяются для совместного создания экономичных решений, которые пойдут на пользу всему человечеству. Интересная новость — это уже начинает происходить. Давайте взглянем на Найроби, чтобы об этом разузнать.

В Найроби жуткие пробки. Когда я впервые их увидел, я подумал: «Боже мой!» Когда вы едете по Найроби, вам приходится уворачиваться даже от коров. Чтобы облегчить ситуацию, инженеры в лаборатории IBM в Кении запустили пилотную версию решения, называемого Megaffic, которое изначально было разработано японскими инженерами. В отличие от западных систем, Megaffic не полагается на дорожные датчики, которые достаточно дороги для установки в Найроби. Вместо этого они обрабатывают изображения и данные движения, собранные с небольшого количества веб-камер с низким разрешением на улицах Найроби. Затем они используют аналитическую программу, чтобы определить точки затора, и могут отправлять водителям СМС с альтернативным маршрутом. Конечно, Megaffic не будоражит нас так, как беспилотные автомобили, но он обещает доставить водителей Найроби из пункта А в пункт Б как минимум на 20% быстрее. А в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе запустили Глобальную лабораторию инноваций, стремящуюся в любой точке мира выявить экономные решения, которые будут как минимум на 20% дешевле, чем существующие решения в США, и при этом более эффективны. Она также пытается объединить новаторов с Севера и Юга для совместного создания доступных решений в области здравоохранения для человечества.

Я привел кучу примеров экономных инноваций со всего мира, но вопрос в том, как перенимать экономные инновации? Я почерпнул 3 принципа у новаторов со всего мира, которыми хочу с вами поделиться и которые вы можете применять в своих организациях, чтобы создавать большее из меньшего.

Первый принцип — придерживайтесь простоты. Не создавайте решения с целью поразить потребителей. Делайте их достаточно легкими в использовании и широко доступными, как тот томограф из Китая.

Второй принцип — не изобретайте колесо заново. Старайтесь использовать существующие ресурсы и активы, которые широко доступны, как, например, использование мобильной телефонии для предложения чистой энергии или семейный магазин для предложения банковских услуг.

Третий принцип — думайте и действуйте горизонтально. Компании, как правило, растут вертикально, путем централизации деятельности на крупных заводах и складах. Но если вы хотите быть динамичными и иметь дело с огромным разнообразием клиентов, вам нужно расти горизонтально, используя распределенную цепь поставок с меньшими пунктами производства и распределения, как показано на примере Grameen Bank.

Юг стал первопроходцем в экономных инновациях из чистой необходимости. Север сейчас учится производить большее и лучшее с меньшими затратами, столкнувшись с ограниченностью ресурсов. Как гражданин Франции, рожденный в Индии и проживающий в США, я надеюсь, что мы переступим через это искусственное разделение на Север и Юг, чтобы использовать коллективную изобретательность новаторов по всему миру с целью совместного создания экономных инноваций, которые улучшат качество жизни каждого человека на земле, при этом сохраняя нашу драгоценную планету.

Перевод: Галина Кузнецова
Редактор: Алина Ниперс

Источник

Exit mobile version