€ 99.96
$ 93.78
Хелен Пирсон: Уроки самого длительного исследования развития человека

Лекции

Хелен Пирсон: Уроки самого длительного исследования развития человека

Последние 70 лет ученые Великобритании изучают тысячи людей, от рождения и через всю жизнь, чтобы понять, почему одни в конечном счете счастливы и здоровы, а другим приходится нелегко. Это самое продолжительное исследование в области человеческого развития, и оно дало нам самых изученных на планете людей, изменяя то, как мы живем, учимся и воспитываем наших детей. Рассматривая это замечательное исследование, научный журналист Хелен Пирсон делится некоторыми важными находками и простыми истинами о жизни и хорошем воспитании

Хелен Пирсон
БудущееСаморазвитие

Я хочу вам кое в чем признаться, но для начала я задам несколько вопросов вам. У скольких из вас есть дети? И кто из вас уверен, что знает, как воспитать их действительно правильно?

Что ж, не так уж много рук, поднятых в ответ на второй вопрос. Надо и мне признаться. У меня трое мальчиков: трех, девяти и двенадцати лет. И как и вы, да и как большинство родителей, это истинная правда, я зачастую понятия не имею, что я делаю. Я хочу, чтобы они были здоровыми и счастливыми, но не знаю, что я должна сделать, чтобы гарантировать, что они такими станут. Огромное количество книг дает противоречащие друг другу советы. И как найти здесь истину? И большую часть времени «воспитание» я придумывала на ходу. Однако пару лет назад все изменилось, когда я натолкнулась на маленький секрет британских ученых. Это помогло мне стать более уверенной в том, как воспитывать своих детей, а также показало, как мы как сообщество можем помочь всем детям. И я хочу поделиться с вами этим секретом.

Последние 70 лет британские ученые отслеживали все аспекты взросления и жизни тысяч детей в ходе невероятного научного исследования, подобного которому не проводилось нигде в мире. Собранная информация о тысячах детей — мощнейший инструмент, потому что это значит, что мы можем сравнить тех, кто хорошо учился в школе или прожил счастливую и богатую жизнь, с теми, кому все давалось с трудом, и, тщательно проанализировав собранную информацию, попытаться понять, почему их жизни сложились по-другому.

С самим исследованием все не так просто — безумная история. Оно началось в 1946-м, через несколько месяцев после окончания войны, тогда ученые хотели знать, каково было женщине в то время иметь ребенка. Они провели огромный опрос матерей, записав рождение почти каждого ребенка в Англии, Шотландии и Уэльсе в течение одной недели. А это почти 14 тысяч младенцев. Вопросы, задаваемые этим женщинам, очень отличались от тех, что мы бы задали сегодня, сейчас они звучат очень старомодно. Они спрашивали, например: «Во время беременности потребляли ли вы дополнительно пол-литра молока в день?» «Сколько вы потратили на блузки, корсеты, ночные рубашки и белье?» А вот этот мой любимый: «Кто заботился о вашем супруге, пока вы лежали с ребенком?»

Это послевоенное исследование было настолько успешным, что ученые повторили его. Они записали рождение тысяч детей в 1958 году и еще тысяч в 1970-м. Они повторили это и в начале 90-х и еще раз на исходе тысячелетия. В общей сложности более 70 тысяч детей были вовлечены в это исследование, пять поколений британцев, каждое названо «когортой по рождению». Ученые возвращаются к группе через некоторое время, чтобы собрать больше информации об этих людях. Количество информации, которая на данный момент уже собрана, совершенно ошеломляюще. Здесь и тысячи бумажных опросников, и терабайты электронной информации. И еще ученые собрали огромный банк образцов тканей, который содержит детские локоны, срезанные ногти, молочные зубы и ДНК. Они даже собрали девять тысяч плацент после родов, которые хранятся на специальном складе, помещенные в пластиковые контейнеры. Этот проект считается уникальным — ни одна другая страна в мире не прослеживала жизнь поколений детей столь детально. Это наиболее изученные люди на планете, а полученная информация стала невероятно ценной для ученых, став основанием для более шести тысяч научных публикаций и книг. Сегодня я бы хотела рассказать вам только об одном открытии — возможно, самом важном выводе из этого выдающегося исследования. В это же время значительном для меня лично — оно о том, как с помощью науки сделать все возможное для наших детей.

Давайте начнем с плохих новостей. Возможно, величайшим выводом исследования было: не рождайтесь в нищете или неблагоприятных условиях, потому что в этом случае вам, скорее всего, придется идти по более сложному пути. Многие из этих детей были рождены в бедных семьях или в семьях рабочих, которые имели тесные жилища и другие проблемы, и сейчас стало понятно, что дети из малоимущих семей с большей долей вероятности были вынуждены бороться почти за все. Они чаще хуже учились в школе, в результате получая меньше на менее престижной работе. Возможно, это очевидно, но были и совершенно неожиданные результаты: дети, получившие тяжелый старт в жизни, намного чаще становились болезненными взрослыми. Они чаще страдали ожирением, имели повышенное давление, и это прослеживается десятилетиями, чаще имели проблемы с памятью и здоровьем и даже умирали раньше.

Я сейчас говорила о последствиях, но некоторые из этих различий возникают в невероятно раннем возрасте. В одном исследовании дети, растущие в бедности, отставали почти на год от более обеспеченных детей по учебным тестам — и это всего в три года. Различия такого рода находили из поколения в поколение. Значит, что обстоятельства ранней жизни оказывают глубокое влияние на направление развития всей последующей жизни. И понять, почему именно так, — одна из самых трудных задач на сегодняшний день.

Итак, что же у нас есть. Первый урок, ведущий к успешной жизни: тщательно выбирайте родителей. Не рождайтесь в бедной или проблемной семье. Но, я уверена, что вам понятно, что тут есть проблема. Мы не можем выбирать родителей или то, сколько они зарабатывают, но это исследование дает большую долю оптимизма, показывая, что далеко не все получившие неблагополучный старт в жизни, вырастая, оказываются в сложных обстоятельствах. Как вы знаете, многие, родившись в тяжелых условиях, все же справляются с этим и живут вполне благополучно, и исследование объясняет как.

Второй урок: родители действительно имеют значение. В исследовании дети вовлеченных, сопричастных родителей, заинтересованных в их будущих достижениях, с большей вероятностью избежали трудного начала. Таким образом, кажется, сами родители и то, что они делают, действительно важно, особенно в первые годы жизни ребенка.

Позвольте привести пример. В одном из исследований ученые рассмотрели 17 000 детей, рожденных в 1970 году. Они проанализировали горы собранной информации, чтобы понять, что позволяет детям с трудным началом жизненного пути все же справиться и преуспеть в школе, другими словами, преодолевать все трудности. И факты показали, что наиболее значимыми были родители. Вовлеченные, заинтересованные родители в начале жизни напрямую связаны с тем, что их дети справляются и добиваются успеха в школе. Более того, даже незначительные, на первый взгляд, вещи, которые делают родители, дают хорошие результаты. Разговаривать и слушать ребенка, отвечать им дружелюбно, учить с ними буквы и цифры, путешествовать и ходить в гости. Даже ежедневное чтение детям, судя по всему, тоже очень важно. Исследование показало, что дети родителей, читавших им каждый день, когда им было пять, и продолжавших интересоваться их образованием в десять лет, гораздо менее вероятно окажутся в бедности к 30, чем дети, чьи родители этого не делали.

Но в такого рода исследованиях есть одна большая проблема. Исследование показывает, что конкретные действия родителей коррелируют с хорошими результатами детей, но мы доподлинно не знаем, что именно это поведение дало такие результаты или же какой-либо другой фактор тоже имел значение. Например, мы должны учитывать наследственность, а это уже совсем другой разговор.

Но ученые, работающие над этим исследованием, усердно трудятся над поиском причин. Одно исследование мне очень нравится, вот оно: ученые рассматривали время засыпания около 10 000 детей, рожденных на рубеже тысячелетий. Ложатся ли дети спать в одно и то же время или в разное время в течение недели? И данные показали, что те, кто ложился спать в разное время, чаще имели проблемы с поведением, но, переключаясь на ежедневный режим, они часто показывали улучшение в поведении, и это крайне важно, так как это предполагает, что правильный режим действительно помогает детям становиться лучше.

Есть и другое исследование, пища для размышлений: ученые проследили за детьми, читавшими в свое удовольствие. Это значит, что дети выбирали журнал, книгу с картинками или историями. Исследования показали, что дети, читавшие для удовольствия в возрасте пяти-десяти лет, в среднем чаще справлялись лучше в школе и с тестами позже в жизни. И не только в тестах на чтение, но также по орфографии и математике. Ученые старались контролировать вмешивающиеся факторы, рассматривая одинаково умных детей из одного социального класса, и, кажется, именно чтение помогло детям справиться лучше и добиться большего и на тестах, и позже в жизни.

Вернемся к началу. Первым выводом исследования было: не рождайтесь в нищете или неблагоприятных условиях, потому что такие дети склонны пойти по более сложному жизненному пути. Но затем мы узнали о том, как важны родители и что хорошее родительское участие помогает детям преодолеть трудности и справиться с теми неблагоприятными условиями в начале. Подождите, значит, в конце концов бедность не имеет никакого значения? Вы можете спорить, что не важно, что ребенок родился в бедности, — если у него хорошие родители, все у него будет нормально. Я так не считаю. И бедность, и родительство оба очень важны. Одно исследование показывает это в цифрах. Оно рассматривало детей, растущих в постоянной бедности, и то, как хорошо они учились в школе. Данные показали, что даже если родители делали все правильно — укладывали спать вовремя, читали каждый день, и все остальное — это помогает лишь до определенного уровня. Хорошие родители сократили разрыв в образованности между богатыми и бедными детьми лишь на 50%. Это значит, что бедность оставляет действительно устойчивый след, и значит, если мы и правда хотим обеспечить успех и благополучие следующего поколения, то искоренение детской нищеты — это невероятно важная задача.

И что же это значит для нас с вами? Что из этого мы действительно можем использовать? Как ученому и журналисту мне нравится использовать науку в воспитании… и я могу сказать, что когда вы кричите на своих детей, чтобы ложились вовремя, всегда полезно иметь несколько научных фактов на своей стороне.

А как бы было здо́рово думать, что, чтобы наши дети были счастливы и успешны, нам лишь надо говорить с ними, интересоваться их будущим, укладывать их спать вовремя и дать почитать книжку? И наша работа сделана.

Как вы представляете, ответ не настолько прост. Во-первых, ученые анализируют происходящее с тысячами и тысячами детей в среднем, но это не обязательно значит, что это поможет моему, вашему или любому отдельно взятому ребенку. В конце концов каждый из наших детей пойдет своим путем, и это частично определится унаследованными генами и, конечно, всем жизненным опытом, который они получат, включая взаимодействие с нами, их родителями.

Я скажу вам, что я сделала, когда узнала все это. Даже немного неловко, но я поняла, что была так занята, работая, и вот ирония, изучая и описывая это невероятное исследование о британских детях, что бывали дни, когда я почти не общалась со своими британскими детьми. Поэтому дома мы ввели «время для общения», это всего лишь 15 минут в конце дня, когда мы говорим и слушаем сыновей. Теперь я стараюсь спрашивать их о том, что они делали сегодня, показать, что я ценю то, что они делают в школе. Я стараюсь, чтобы у них всегда было, что почитать. Я говорю им, что заинтересована в их будущем, что они будут счастливыми и добьются успеха. Я доподлинно не знаю, поможет ли это, но я совершенно уверена, что это не причинит вреда и может даже принести им пользу.

В конце концов, если мы хотим, чтобы дети росли счастливыми, все, что мы можем сделать, — это прислушиваться к науке и, конечно же, прислушиваться к своим детям.

Перевод: Ольга Шистарева
Редактор: Анна Котова

Источник

Свежие материалы