€ 95.62
$ 89.10
Беттина Варбург: Как блокчейн радикально изменит экономику

Лекции

Беттина Варбург: Как блокчейн радикально изменит экономику

Поприветствуйте децентрализованную экономику — технология блокчейн изменит все. В этом доходчивом рассказе о сложной и запутанной технологии Беттина Варбург описывает, как блокчейн устранит необходимость в централизованных институтах, таких как банк и правительство, чтобы упростить торговые отношения, превращая традиционную финансовую и коммерческую модель в нечто более интересное: распределенную, прозрачную, автономную систему для перемещения средств

Беттина Варбург
БудущееЭкономика

Сотни лет экономисты изучают поведение людей: как мы принимаем решения, как мы ведем себя, когда мы одни и в группе, как мы перемещаем средства. Они изучают институты, которые облегчают нам торговлю, например, правовые системы, корпорации, рынки. Но мы видим создание нового, технологического института, который существенно изменит то, как мы производим перемещение средств, и он называется блокчейн.

Это достаточно сильное заявление, но если вы ничего другого не вынесете из этого выступления, мне хочется, чтобы вы запомнили, что хотя технология блокчейн достаточно нова, она развивает одну очень человеческую историю, и она заключается в следующем. Как человечество мы ищем пути для снижения неопределенности в отношении друг друга для возможности производить обмен ценностями.

Одним из первых людей, прорабатывавших идею, как использовать институты в качестве инструмента экономики для снижения степени неопределенности в знаниях друг о друге и иметь возможность торговать, был лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт. Он ушел из жизни в конце 2015 года. Норт был пионером в так называемой «новой институциональной экономике». Под институтами он понимал просто совокупность формальных правил, как, например, конституция, и неформальные ограничения, например взяточничество. Эти институты представляют собой фактически смазку, которая позволяет шестеренкам экономики легко вращаться, и мы видим это в ходе человеческой истории.

Если мы мысленно вернемся во времена экономики охотников-собирателей, то увидим, что торговля велась в пределах поселения. У нас были определенные неформальные ограничения, но мы сопровождали всю нашу торговлю насилием или влиянием социальных установок. С усложнением нашего общества и расширением торговых границ мы построили более формализованные институты, например, валютные банки, правительства и корпорации. Эти институты позволили управлять торговыми отношениями по мере возрастания неопределенности и сложности, а наш личный контроль над ними уменьшился. С появлением интернета мы перевели наши торговые институты в онлайн. Мы создали такие торговые платформы, как Amazon, eBay, Alibaba, — те же институты, быстрее выполняющие роль посредников в торговых отношениях, содействуя экономической активности.

По мнению Дугласа Норта, институты — это инструменты, созданные для уменьшения неопределенности, и они позволяют нам обмениваться всеми видами ценностей в обществе. И я уверена, что мы стоим на пороге радикальной эволюции того, как мы взаимодействуем и торгуем, потому что мы впервые в состоянии снизить уровень неопределенности не только через политические или экономические институты, такие как банки, корпорации и правительство, а при помощи лишь одной технологии.

Так что же такое блокчейн? Технология блокчейн — это децентрализованная база данных, которая хранит историю всех активов и транзакций в одноранговой сети. По существу это публичный реестр владельцев ценностей и транзакций. Эти транзакции защищены криптографическим протоколом, а история транзакций постоянно заносится в блоки данных, которые криптографически связаны друг с другом и защищены. Это создает неизменяемую и криптографичести стойкую запись всех транзакций в сети. Она копируется на все компьютеры, которые находятся в данной сети.

Это не приложение. Это не компания. Мне кажется, ближайший пример, который можно привести, — это «Википедия». В «Википедии» мы можем найти все. Это комплексная карта, которая постоянно меняется и обновляется. При этом мы всегда можем отследить все изменения во времени и создать свою собственную «вики», потому что по сути «Википедия» — просто инфраструктура хранения данных. «Википедия» — открытая платформа, хранящая тексты и фото, а также историю их изменений за все время. Блокчейн можно представлять в виде открытой инфраструктуры, сохраняющей много видов ресурсов. Она сохраняет историю владения, перемещения и нахождения ресурсов, таких как, например, цифровая валюта биткоин, или другие цифровые данные, например право собственности на IP-адрес. Это может быть сертификат или контракт, объект реального мира, даже персональная идентификационная информация. Конечно, существует еще техническая подоплека блокчейна, но описанное выше — это принцип его работы. Это публичный реестр, сохраняющий все транзакции в сети; он постоянно копируется и поэтому хорошо защищен и его трудно подделать.

Это подводит меня к моей основной мысли: как блокчейн уменьшает неопределенность и как он изменит экономическую систему радикальным образом. Понятие «неопределенность» достаточно широкое в экономике, но я хочу пройтись по трем основным ее формам, с которыми мы сталкиваемся почти в каждой транзакции, где блокчейн может сыграть важную роль. Мы сталкиваемся с неопределенностью вида «неизвестно, с кем заключаем сделку», «неизвестно, как происходит обмен», «неизвестно, как вернуть деньги, если что-то пойдет не так».

Рассмотрим первый пример: мы не знаем, с кем заключаем сделку. Например, я хочу купить подержанный смартфон на eBay. Первым делом я посмотрю на профиль продавца. Он опытный пользователь? Много отличных отзывов и высокий рейтинг или его профиль практически пуст? Отзывы и рейтинги: это все подтверждения результатов деятельности, которые мы собираем и используем для уменьшения неопределенности о том, с кем имеем дело. Проблема в том, что эта информация очень разобщена. Только подумайте, сколько у вас профилей. Блокчейн позволяет нам создать открытую и глобальную платформу, которая сохраняет свидетельства деятельности любой личности, полученные отовсюду. Это позволяет создать контролируемую пользователем мобильную личность. Больше чем профиль. Это значит, что вы можете выборочно раскрывать различные данные о вас, которые помогут облегчить торговлю или обеспечить взаимодействие, например, наличие у вас выданного государством удостоверения личности или что вам уже больше 21 года. Встроенный криптографический протокол гарантирует существование этих данных и их правдивость. Обладание подобной версией мобильной личности в реальном и цифровом мире позволяет нам осуществлять все виды транзакций совершенно новым образом.

Я рассказала, как блокчейн уменьшает неопределенность в том, с кем мы заключаем сделку. Вторая неопределенность, с которой мы сталкиваемся, — это непрозрачность процесса взаимодействия. Скажем, вы собираетесь переслать мне смартфон по почте. Мне бы хотелось определенной прозрачности. Я хочу быть уверенной, что получу именно тот товар, который купила, а также в том, что его путь ко мне где-то зафиксирован. Это касается не только электроники типа смартфонов, но также и многих других видов товаров и данных, например, лекарств, предметов роскоши, — любых товаров и данных, в качестве которых мы хотим быть уверены.

Проблема в том, что многие компании, особенно выпускающие сложные продукты вроде смартфонов, взаимодействуют со множеством субподрядчиков в горизонтальной цепи поставки комплектующих. Люди, принимающие участие в производстве товара, не имеют единой базы данных. Они не пользуются единой инфраструктурой, и становится сложно отчетливо проследить процесс создания продукта.

Используя блокчейн, мы можем создать общую реальность между субъектами, которым необязательно верить друг другу. Под этим я подразумеваю, что узлам в сети необязательно знать друг друга или доверять друг другу, потому что у них есть возможность контролировать и подтверждать звенья данных собственными силами.

Вернемся к «Википедии». Это открытая база данных, и хотя у нее много читателей и людей, вносящих правки, есть всего одна истинная ее версия. Мы можем сделать это при помощи блокчейна. Мы в состоянии создать децентрализованную базу, сравнимую по эффективности с централизованной, при этом не создавая центрального арбитража. Таким образом, все эти посредники, все компании, могут использовать единую базу данных, не доверяя друг другу. Для потребителей это означает больше прозрачности в покупках. Вместе с движением объекта реального мира происходит движение его цифрового сертификата или токена по блокчейну, при этом интегрируя новые данные. Это невиданный ранее мир в части прозрачности наших действий.

Я рассказала, как блокчейн снижает неопределенность в отношении участников и как увеличивается прозрачность товарообмена в длинных и сложных взаимодействиях, например в цепочке поставок. Последняя неопределенность, с которой мы встречаемся, и самая непредсказуемая, — это отказ от выполнения обязательств. Что, если вы не прислали мне мой смартфон? Могу ли я получить деньги обратно? Блокчейн обладает функционалом для этого, и это связывающие договора между отдельными лицами, при этом блокчейн гарантирует, что эти договора будут подтверждены без участия внешнего арбитра. В примере со смартфоном мы говорим о депозите. Мы можем зарезервировать деньги на телефон, и они не будут переданы продавцу, пока вы не убедитесь, что все условия сделки соблюдены. Пока вы не получите телефон.

Мне кажется, это один из самых захватывающих способов того, как блокчейн уменьшает степень неопределенности, потому что в какой-то степени мы можем разрушить институты и используемые ими способы принуждения. Это значит, что бо́льшая часть экономической деятельности может быть защищена и автоматизирована, сводя вмешательство человека к минимуму, — лишь там, где информация трансформируется из объектов реального мира в блокчейн.

Я думаю, Дугласа Норта шокировал бы тот факт, что при использовании этой технологии гарантией работы всей системы и тем, что поддерживает безопасность и верифицируемость блокчейна, как раз выступает наше взаимное недоверие. Вместо того, чтобы смириться с неопределенностями, замедляющими нашу работу и требующими институтов, таких как банки, правительства или корпорации, мы можем их обуздать и использовать для более быстрого и открытого сотрудничества и обмена.

Я не хочу, чтобы сложилось впечатление, будто блокчейн — это решение всех проблем, несмотря на слова СМИ о том, что это может искоренить бедность, решить проблему с подделкой лекарств, а еще, вероятно, спасти тропические леса. Правда в том, что эта технология находится в зачаточном состоянии, и нам еще необходимо провести множество экспериментов, не все из которых будут успешны, перед тем как мы по-настоящему поймем, как использовать эту технологию в нашей экономике. Но над этим работает куча народу, начиная от финансовых институтов и заканчивая технологическими компаниями, стартапами и университетами. Одна из причин этого — блокчейн не просто очередная ступень экономической эволюции. Это инновация в компьютерных технологиях.

Технология блокчейн дает нам технологическую способность создать записи всех человеческих торговых отношений, обмена валюты, всех видов цифровых и физических активов, даже наших собственных характеристик, совершенно новым способом. В каком-то смысле они становятся технологическим институтом, обладающим множеством преимуществ традиционных институтов, которые мы привыкли использовать в обществе, но использующим децентрализованные методы. Это происходит за счет превращения множественных неопределенностей в уверенность.

Таким образом, я думаю, мы должны подготовиться, потому что мы находимся на пороге нового мира, в котором распределенные автономные институты играют существенную роль.

Перевод: Антон Толстоногов
Редактор: Анна Котова

Источник

Свежие материалы