€ 99.96
$ 93.78
Бо Лотто и Эми О’Тул: Наука — для всех, и даже для детей

Лекции

Бо Лотто и Эми О’Тул: Наука — для всех, и даже для детей

Что общего между наукой и игрой? Нейробиолог Бо Лотто думает, что все люди, включая детей, должны участвовать в науке и менять восприятие через процесс открытия. Ему помогает 12-летняя Эми О'Тул, которая вместе с 25 одноклассниками впервые опубликовала в рецензируемом журнале научную работу, выполненную школьниками. Это проект «Пчелы Блэкотона», и начинается он так: «Жили-были»...

Бо Лотто и Эми О'Тул
Будущее

Бо Лотто: Это очень простая игра. Вам просто нужно читать то, что вы видите. На счет три читаем все вместе.

Итак, раз, два, три.

Зрители: «Можете это прочитать?»

БЛ: Молодцы. А как насчет этого? Раз, два, три.

Зрители: «Вы это не читаете».

БЛ: Хорошо. Раз, два, три. Если б вы были португальцами! А как насчет этого? Раз, два, три.

Зрители: «Что вы читаете?»

БЛ: Что же вы читаете? Здесь нет слов. Я же попросил прочесть то, что написано. На самом деле тут написано: «Ч о вы чи а те?» Именно это вы должны были прочитать, так? Почему же вы этого не сделали?

Потому что восприятие основано на нашем опыте. Мозг принимает бессмысленную информацию и придает ей смысл, что означает, что мы никогда не видим информацию как таковую, мы видим то, что было полезным для нас в прошлом. Это означает, что когда речь идет о восприятии, мы все похожи на эту лягушку. Она получает информацию и реагирует так, как считает нужным.

Иногда если что-то у нас не получается, мы расстраиваемся, не правда ли? Но сейчас мы говорим о восприятии. От нашего восприятия зависит то, что мы думаем, знаем, во что верим и на что надеемся, от него зависят наши мечты, выбор одежды или спутника жизни — все это начинается с восприятия. Если восприятие основано на нашем опыте, значит все то, что мы сегодня делаем, зависит именно от него. Так как же нам видеть мир по-другому? В этом и заключается проблема.

Я хочу рассказать вам историю о том, как смотреть на вещи под другим углом, изменяя таким образом восприятие. Все начинается с вопроса, ведь любой вопрос — плод сомнения. Сомнение — довольно плохая вещь, эволюция это подтвердила. Пока вы сомневаетесь, хищник там или нет, может быть уже поздно. Согласны? Даже морская болезнь — это следствие неопределенности. Когда вы на лодке, ваше внутреннее ухо говорит вам, что вы движетесь. Но ваши глаза утверждают обратное — вы стоите на месте. Все это несоответствие запутывает ваш мозг, и его работа нарушается. Вопрос «Почему?» — один из самых опасных, поскольку он бросает вас в самый центр неопределенности. Однако именно этот вопрос даёт нам возможность познавать новое. Как же мы познаем окружающий мир? К счастью, эволюция дала нам ответ на этот вопрос. Она позволяет нам находить ответы даже на самые сложные вопросы. Лучшие вопросы — те, которые создают наибольшую неопределенность. Это вопросы, подвергающие сомнению то, в чем мы полностью уверены. Легко задавать вопросы типа: «Как началась жизнь на Земле?» или «Что находится за пределами Вселенной?», ведь точного ответа на них никто не знает. Гораздо сложнее начать сомневаться в том, что считается истиной.

Каков же ответ эволюции на неопределенность? Игра. Игра — это не просто процесс. Эксперты игр скажут вам, что игра — это способ бытия. Игра — это единственное занятие человека, в котором неопределенность поощряется. Именно она делает игру интересной. Игра постоянно меняется, открывая новые возможности, поощряя сотрудничество. Именно так мы создаем социальные связи. Суть игры заключается в самой игре. Мы играем ради игры, в ней самой наша награда.

Посмотрим на эти 5 характеристик игры. Это не что иное, как ключи к успеху хорошего ученого. Наука не написана на бумаге. Наука — это способ бытия, это те самые 5 характеристик игры, и это касается любой творческой деятельности. Добавим правила игры, и тогда она станет настоящей. Именно это и есть эксперимент.

Итак, вооружившись наукой как способом бытия и экспериментом как игрой, мы задались вопросом: может ли каждый стать ученым? И кого как не ребят от 10 до 25 лет спрашивать об этом? Именно они — эксперты игр. Так я перенес мою пасеку в маленькую школу Девона [графство в Англии] с целью не только дать возможность детям по-другому взглянуть на науку, но и по-другому взглянуть на себя самих через науку.

Первое, что надо было сделать — задать вопрос.

Должен сказать, что этот проект не получил финансирование, поскольку ученые сказали, что маленькие дети не могут внести полезный вклад в науку, что подтвердили и учителя. Но мы все равно это сделали. Безусловно.

Вот некоторые из вопросов. Я специально сделал шрифт мелким, вам не надо их читать. Суть в том, что 5 из предложенных детьми вопросов появлялись в научных публикациях за последние 5-15 лет. Они задали вопросы, которые волновали также профессиональных ученых.

Теперь я хочу пригласить на эту сцену совершенно особенного человека. Она была одной из тех, кто принял участие в проекте, и теперь она — один из самых молодых опубликованных ученых в мире. Сейчас на этой сцене она будет самым молодым человеком, который когда-либо выступал на TED. Для науки и вопросов нужна смелость. Она — олицетворение смелости, поскольку сейчас выйдет сюда и будет перед вами выступать. Эми, выходи на сцену, пожалуйста.

Эми поможет мне рассказать историю проекта «Пчелы Блэкотона». Для начала она познакомит вас с вопросом, которым задались ученики. Вперед, Эми.

Эми О’тул: Спасибо, Бо. Мы всегда думали, что связь между человеком и обезьяной довольна очевидна из-за нашего внешнего сходства. А мы решили выяснить, есть ли связь между человеком и другими животными. Было бы здорово, если бы пчелы и люди размышляли похожим образом, ведь они настолько разные внешне. Поэтому мы решили проверить, выполняют ли люди и пчелы сложные задачи одинаковым способом. Мы также хотели понять, могут ли пчелы адаптироваться к новым ситуациям, используя полученную до этого информацию. А что, если пчелы думают так же, как мы? Это было бы невероятно, ведь мы говорим о насекомом с всего только одним миллионом клеток головного мозга. Но это на самом деле не так уж невероятно, ведь пчелы, как и мы, способны распознать хороший цветок, независимо от времени суток, света, погоды, а также угла, с которого они к нему подлетают.

БЛ: Следующим шагом была разработка эксперимента, похожего на игру. Дети принялись за работу и создали эксперимент, который… Эми, не могла бы ты рассказать нам, в чем он заключался? Какую задачу вы задали пчелам?

ЭО: В основу задачи было положено условие «если — то». Пчелы должны были подлетать не просто к цветку определенного цвета, а к цветку определенного цвета, если он при этом окружен заданным узором. Мы поощряли их, только если они подлетали к желтым цветкам, окруженным синими цветками, или же наоборот. Пчелы могут многому научиться, чтобы решить эту задачу. Чему же, спросите вы? Этот проект увлек нас с Бо тем, что мы не знали, сработает ли наша идея. Это была абсолютно новая идея, никем не изученная прежде, включая взрослых.

БЛ: Включая и учителей, для них это было целым испытанием. Ученому легко заходить в лабораторию без малейшей идеи о том, что у него получится. Именно так и происходит работа в лаборатории. Но учителю очень тяжело находиться в неведении. Большое спасибо Дэйву Страдвику, который участвовал с нами в этом проекте. Я не буду вдаваться в детали проекта, вы и сами можете их прочитать. Поговорим о следующем этапе — о наблюдении. Вот некоторые из ребят в процессе наблюдения. Они записывают информацию о полете пчел.

(Видео) Дэйв Страдвик: Посмотрим сейчас…

Ученик: 5В

ДС: Она все еще летит вверх? Ученик: Да.

ДС: Следите за каждой из них.

Ученик: Генри, можешь мне помочь?

БЛ: «Можешь мне помочь, Генри?» — ну кто из ученых мог бы так сказать?

Ученик: Их там две. А там их три.

БЛ: Так в процессе наблюдения мы получили данные. Затем пришла очередь несложных расчётов, усреднений и т.д. И затем мы захотели поделиться результатами. Нам надо было все записать и сдать написанное на публикацию. Итак, надо все написать. Что мы делаем? Конечно, идем в паб. Бокал слева мой, не переживайте.

Я объясняю детям, что научная статья состоит из 4 разделов: введение, использованные методы, результаты и обсуждение. Во введении говорится, что мы изучаем и почему. Методы — что именно мы делали? Результаты — что мы наблюдали? Ну, а обсуждение — кому все это нужно? Вот она, научная работа, согласны?

Дети диктовали мне, а я записывал, поэтому работа написана в детском стиле. Ее написал не я, а Эми и другие ученики в классе. Именно поэтому эта научная работа начинается так: «Жили-были…» В результатах сказано, что «были испытания, одна задачка, ля-ля-ля…» А в методах сказано: «Затем мы засунули пчел в холодильник (и сделали пчелиный пирог)». Смайлик. Вот вам научная работа. Попытаемся ее опубликовать. Вот титульный лист, на нем все наши авторы. Жирным выделены те, которым от 8 до 10 лет. Первым автором отмечена начальная школа Блэкотона, чтобы при ссылке на нашу статью можно было называть сразу всех авторов как «Блэкотон и др.» Итак, мы сдаем работу в один из журналов, и среди прочего нам отвечают следующее: «К сожалению, работа не прошла первоначальную проверку качества по ряду пунктов». Другими словами, причина в том, что работа начинается с «жили-были», а графики нарисованы цветными карандашами.

Мы сказали, что предоставим рецензию работы. И я отправил ее Дэйлу Пурвесу, члену национальной Академии наук, одному из ведущих неврологов в мире. Он сказал: «Это одна из самых оригинальных научных работ, которые я когда-либо читал. Она безусловно заслуживает быть опубликованной». Лэрри Мэлони, специалист по зрительному восприятию, сказал: «Работа великолепна. Ее можно было бы опубликовать, если бы она была написана взрослыми».

Что мы сделали? Мы заново отправили работу издательству. Они опять сказали нет. Тогда мы попросили Ларри и Натали Хемпел написать комментарий, отмечающий значимость работы для ученых, и со всеми рекомендательными письмами направили работу в журнал Biology Letters. Там ее проанализировали 5 независимых экспертов, и она была опубликована.

Чтобы провести наш научный опыт, понадобилось 4 месяца, а чтобы опубликовать его — целых два года. Очень по-научному, правда? Именно так Эми и ее друзья стали самыми молодыми опубликованными учеными в мире. Какова была реакция? Работу опубликовали за 2 дня до Рождества, она была просмотрена 30 000 раз только в первый день. Она была отмечена как «Выбор редактора» журнала Science, одного из ведущих научных журналов. Доступ к ней открыт каждому на сайте Biology Letters. В этом журнале это единственная работа в свободном доступе. В прошлом году она стала второй по скачиванию на сайте, и мы получили отклики не только от ученых и учителей, но и от рядовых читателей. Я зачитаю один из них:

«Я недавно прочла работу «Пчелы Блэкотона». У меня нет слов, чтобы описать, насколько меня переполняют чувства. Вы сделали нечто настоящее, истинное и великолепное. Любопытство, интерес, чистота и усердие — это самые важные вещи в науке. У кого же они есть, если не у детей? Пожалуйста, поздравьте от меня команду ваших детей».

Я хотел бы закончить физической метафорой. Хотите поучаствовать? Ну, давайте же, не стесняйтесь. Отлично. Наука всегда связана с риском, поэтому и сейчас будет определенный риск. Для меня, не для него. До этого мы проделали это только один раз. Вы же любите технологии, правда?

Шимон Шокен: Люблю. Но себя я люблю больше.

БЛ: Это само воплощение технологии. Хорошо. Теперь… Замечательно.

Сейчас мы кое-что продемонстрируем. Закройте глаза и покажите, где именно я хлопаю в ладоши.

А теперь эта половина зала, покричите все вместе.

Прекрасно. Теперь откройте глаза, и мы повторим то же самое. Эта половина зала, кричим. Так откуда слышны звуки?

Большое спасибо.

В чем здесь смысл? Смысл в том, что наука делает для нас. В жизни мы задаемся некоторыми вопросами, но если мы хотим что-либо изменить, мы должны вступить в неопределенность. Когда он открыл глаза, он смог увидеть мир по-другому. Именно это дает нам наука — возможность попасть в неопределенность через игру.

Я думаю, что настоящее научное обучение дает людям идеи и помогает через них самовыражаться, поэтому я хочу предоставить последнее слово именно Эми. Пожалуйста, Эми.

ЭО: Этот проект был для меня захватывающим, поскольку он воплотил в жизнь процесс открытия. Он доказал, что любой человек, абсолютно любой, может сделать открытие, и что маленький вопрос может привести к большому открытию. Изменить процесс мышления человека может быть сложно или легко. Все зависит от того, как человек относится к изменениям. Для меня было легко поменять мое отношение к науке. Однажды мы просто играли, а затем начали планировать нашу работу, и я поняла, что наука на самом деле совсем не скучная, и что каждый может открыть что-то новое. Просто нужна возможность. Мне ее дал Бо и проект «Пчелы Блэкотона».

Перевод: Ольга Дмитроченкова
Редактор: Ирина Жандарова

Источник

Свежие материалы