€ 70.58
$ 63.83
Алекс Ласки: Как поведенческие науки помогут вам сэкономить на счетах за энергию

Лекции

Саморазвитие 130 Лидерство 53 Будущее 0 Свой бизнес 35 Образ жизни 15 Экономика 69 История 6

Алекс Ласки: Как поведенческие науки помогут вам сэкономить на счетах за энергию

Каким проверенным способом можно снизить потребление энергии? Представьте себе, нужно просто узнать, сколько платит ваш сосед. Алекс Ласки показывает, как причуды человеческого поведения могут сделать из нас лучших, более разумных потребителей энергии. А подтверждением нового порядка станет экономия по счетам

Алекс Ласки
БудущееЭкономика

Кто из вас сегодня проверял электронную почту? Давайте, поднимите руки. Кто из вас проверяет ее прямо сейчас?

Как насчет состояния счета? Кто-нибудь проверял его сегодня? Кредитная карта, инвестиционный счет? А на этой неделе?

Как насчет потребления энергии ваших домохозяйств? Кто-нибудь его сегодня проверял? На этой неделе? На прошлой неделе? Несколько фанатов экономии энергии расселось по залу. Рад вас видеть, ребята. Что касается остальных — этот зал заполнен людьми, которым небезразлично будущее нашей планеты, но даже мы не обращаем внимание на потребление энергии, ведущее к изменению климата. Женщину, стоящую рядом со мной на фотографии, зовут Харриет. Мы встретили ее на нашем первом семейном отдыхе. Харриет следит за своим потреблением энергии, а она совсем не фанатик. Вот история того, как Харриет стала более внимательной к этому вопросу.

Это уголь, основной источник электроэнергии на планете. В этом контейнере достаточно энергии, чтобы эта лампочка горела более года. Но, к сожалению, в процессе преобразования энергии большая ее часть теряется при передаче и нагреве. На самом деле только 10% энергии преобразуется в световую. Так что этого угля хватит на чуть больше месяца. Чтобы эта лампочка горела в течение года, понадобится вот столько угля. Плохая новость в том, что на единицу потребляемой энергии приходится девять единиц потерянной. Это значит, что есть и хорошая новость, так как, сэкономив единицу энергии, мы экономим еще девять. Вопрос в том, как заставить людей в этом зале и по всему миру начать следить за потреблением энергии, начать тратить меньше?

Ответ нам дает поведенческий эксперимент, который был проведен одним жарким летом 10 лет назад, всего в 140 километрах отсюда, в Сан-Маркосе, штат Калифорния. Аспиранты ходили по жилому району и вешали на двери каждого из домов бирки, в которых призывали отключить кондиционеры и заменить их на вентиляторы. Четверть домов получила бирки с надписью: «Вы знали, что этим летом вы можете сэкономить $54 в месяц? Замените кондиционеры на вентиляторы». Другая группа получила экологическое послание. Третья группа получила послание о том, что предотвращение нарушений электроснабжения — наш гражданский долг. Многие думали, что послание о денежной экономии сработает лучше всего. На самом же деле не сработало ни одно из этих посланий. Они не оказали никакого влияния на потребление энергии. Как будто их и вовсе не было.

Но было и четвертое послание, которое гласило: «Согласно данным опроса, 77% ваших соседей заменили кондиционеры на вентиляторы. Пожалуйста, присоединяйтесь к ним. Выключайте кондиционер и включайте вентилятор». Как вы уже догадались, они последовали совету. Люди, получившие это послание, снизили потребление энергии просто из-за того, что им рассказали, что делают их соседи.

О чем это говорит? Если что-то достаточно сложно сделать, даже если это благое дело, никакие экономические выгоды и увещевания не способны заставить нас пойти на неудобства. Социальное давление — вот действенный способ. При грамотном использовании оно может стать могучей силой. На самом деле оно уже таково.

Вдохновленные этим открытием, я и мой друг Дэн Йэтс основали компанию под названием Opower. Мы разработали программное обеспечение и начали сотрудничать с поставщиками энергии, которые хотели помогать своим клиентам экономить энергию. Мы поставляем домохозяйствам персонифицированные отчеты по потреблению энергии, в которых показываем людям, как их потребление соотносится с данными соседей, проживающих в домах сходного размера. Так же, как и в случае с дверными бирками, люди сравнивают себя со своими соседями. А затем мы раздаем каждому персональные рекомендации, чтобы помочь им сэкономить. Мы начали с бумажных носителей, перешли к мобильному приложению, интернету, а теперь и электронно управляемому термостату. В течение последних пяти лет мы проводим крупнейший поведенческий эксперимент в мире.

И он работает. Обычные домовладельцы и арендаторы сэкономили более $250 млн по счетам за энергию, а ведь мы еще только начинаем. Только в этом году, в партнерстве с более чем 80 поставщиками энергии в шести странах, мы сэкономим еще два терраватт-часа электроэнергии.

Все фанатики в этой аудитории знают, что такое два терраватт-часа. Для всех остальных: двух терраватт-часов более чем достаточно для обеспечения энергией каждого дома в Сент-Луисе и Солт-Лейк-Сити вместе взятых на протяжении более года. Два терраватт-часа — это примерно половина произведенной в США в прошлом году солнечной энергии. Два терраватт-часа — в переводе на уголь нам потребовалось бы сжигать по 34 такие тачки каждую минуту каждого дня в течение всего года, чтобы получить два терраватт-часа электроэнергии. Мы ничего не сжигаем. Мы просто убеждаем людей изменить свое поведение, стать более внимательными к потреблению энергии.

Но мы всего одна компания, а это иголка в стоге сена. 20% электроэнергии в домах тратится впустую. Когда я говорю «впустую», я не имею в виду, что у людей установлены неэффекттивные лампочки. Возможно, это и так, но я имею в виду, что мы оставляем свет в пустых комнатах включенным, оставляем включенным кондиционер, когда никого нет дома. Это $40 млрд в год, потраченных впустую на электроэнергию, которая не способствует лучшему качеству жизни, зато способствует изменению климата. Это $40 млрд — не миллионов — каждый год только в одних США. Это половина потребляемого нами угля.

К счастью, ученые-материаловеды уже пытаются найти возобновляемые источники, способные заменить уголь, такие как эти. Это здорово и очень важно. Но самый недооцененный источник, ведущий к энергетически устойчивому будущему, — не на этом слайде. Он в этом зале. Это мы с вами. Для использования этого ресурса не требуются открытия в области материаловедения, нужно просто применить наши знания поведенческих наук. Это можно сделать уже сегодня. Мы знаем, что этот метод работает, и он поможет сэкономить деньги прямо сейчас.

Так чего же мы ждем? Почти нигде регулирование рынка электроэнергии в корне не менялось со времен Томаса Эдисона. Компании-поставщики по-прежнему получают выгоду от расточительства клиентов. А должны бы поощряться за помощь своим клиентам в экономии энергии.

Но это выступление — не только и не столько о потреблении энергии домохозяйствами. Взгляните на [Тойоту] Приус. Причина ее эффективности — не только в инвестировании в материаловедение, но и во вложениях в поведенческие науки. Панель, показывающая водителям, сколько энергии они экономят в режиме реального времени, заставляет бывших лихачей ездить с осмотрительностью бабушек.

Кстати о них. Вернемся к Харриет. Мы встретили ее во время нашего первого семейного отдыха. Она подошла познакомиться с моей младшей дочерью и очень обрадовалась, когда узнала, что ее тоже зовут Харриет. Она спросила, чем я занимаюсь, и я сказал, что работаю с поставщиками энергии, помогаю людям экономить энергию. В этот момент ее глаза загорелись.

Она посмотрела на меня и сказала: «Вы именно тот, кто мне нужен. Две недели назад нам с мужем пришло письмо от нашего поставщика энергии. В нем говорилось, что мы используем в два раза больше энергии, чем наши соседи. В течение последних двух недель все, о чем мы думаем, разговариваем и даже спорим, это то, как нам сэкономить энергию. Мы выполнили все рекомендации, перечисленные в письме, но я знаю, что можно сделать еще больше. Сейчас я стою рядом с истинным экспертом. Так что, скажите, что мне сделать, чтобы сэкономить энергию?»

Многие эксперты могут помочь Харриет с ответом на этот вопрос. Моя же цель — сделать так, чтобы мы все его задавали.

Перевод: Елена Талаласова
Редактор: Александр Автаев

Источник

Свежие материалы