€ 98.17
$ 91.72
Хариш Манвани: прибыль — не всегда самое главное

Лекции

Хариш Манвани: прибыль — не всегда самое главное

Не ожидаешь, что главный операционный директор мировой корпорации будет смотреть дальше бухгалтерского баланса или итоговой строки отчета. Но Хариш Манвани из Unilever страстно доказывает, что включение ценностей, целей и устойчивого развития в верхний уровень принятия решений — не просто здравый смысл. Это единственный способ ответственно вести бизнес XXI-го века

Хариш Манвани
БудущееЛидерствоСвой бизнес

Модель капитализма и та экономическая модель, в которой мы с вами делали бизнес и, по факту, продолжаем делать бизнес, была построена вокруг того, что Милтон Фридман определил лаконичнее всего, и о чем, конечно, Адам Смит — основатель современной экономики — сказал много-много лет назад «невидимая рука»: «Если работать согласно своим личным интересам, тогда сделаешь для общества лучшее, на что ты способен».

Капитализм сделал много хорошего, я говорил о тех хороших вещах, которые случились, но в то же время, он не смог разрешить некоторые проблемы, которые мы наблюдаем в обществе. Модель, в которой был воспитан я и многие из нас, кто занимается бизнесом, тоже учила тому, что существует три «Р» роста: рост постоянный — квартал за кварталом; рост конкурентный — лучше, чем другие; и рост прибыльный — продолжать приносить большую и большую ценность акционерам. Боюсь, этого недостаточно, и придется перейти от этой модели трех «Р» к модели, которую я называю моделью с четвертой «Р»: Р — рост ответственный. Это то, что должно стать весьма важной частью создания стоимости. Создания не только экономической стоимости, но и социальной. Преуспевать будут те компании, которые включат и четвертую «Р». Модель четырех «Р» весьма проста: компании не могут позволить себе быть просто невинными наблюдателями того, что происходит в обществе. Им придется начать исполнять свою роль в плане служения сообществам, которые фактически их поддерживают. Придется перейти к модели типа «и/и», то есть «как нам И заработать денег, И принести пользу». Как нам обеспечить не только превосходный бизнес, но и превосходную окружающую среду вокруг нас? Эта модель сосредоточена на том, чтобы приносить и хорошие результаты, и пользу.

Но легче сказать, чем сделать. Как же выполнить это? Я убежден, что ответ на этот вопрос — лидерство. Оно переопределит новую бизнес-модель, подразумевающую, что единственным правом функционировать станет комбинирование этих вещей. А для этого нужны бизнесы, способные определять свою роль в обществе с точки зрения более значимой цели, чем продукты или бренды ими продаваемые, и компании, определившие свои истинные ценности, — вещи, не подлежащие обсуждению, независимо от условий — хорошие, плохие или ужасные — во что бы то ни стало будут сражаться за них. Ценности и цель будут двумя двигателями программы, которая создаст компании будущего.

Сейчас я переключусь и расскажу немного о моем личном опыте. Я присоединился к Unilever в 1976 году в качестве стажера в Индии. Когда я пришел на работу в первый день, мой босс спросил: «Знаешь ли ты, почему ты здесь?» Я отвечаю: «Я здесь для того, чтобы продать много мыла». А он говорит: «Нет, ты здесь, чтобы менять жизни». Ты здесь, чтобы менять жизни. Я подумал, это было сказано скорее в шутку. Мы — компания, продающая мыло и глицерин. Что такого мы делаем, чтобы менять жизни? А потом я понял, что простые действия, как продажа куска мыла, могут спасти больше жизней, чем фармацевтические компании. Не знаю, сколько из вас в курсе того, что 5 млн детей не доживают до 5 лет из-за простого инфицирования, которое можно было предотвратить мытьем рук с мылом.

Мы ведем крупнейшую в мире программу мытья рук. Мы ведем программу гигиены и здоровья, сейчас охватывающую полмиллиарда людей. Дело не только в продаже мыла, есть более значимая цель в этом. Бренды действительно могут быть в авангарде социальных изменений. Причина тому в том, что когда 2 миллиарда людей пользуются вашим брендом, это — усилитель. Маленькие действия приносят большие перемены.

Вот другой пример: прогуливался я как-то по одной деревне в Индии. Те из вас, кто это делал, поймут, что это не прогулка по парку. И была у нас одна дама, один из наших мелких дистрибьюторов — вижу ее красивый, очень-очень скромный дом — там была она, красиво одетая, позади ее муж, за ним — свекровь и золовка позади свекрови. Социальный порядок стал меняться, так как эта дама была частью нашего Проекта Шакти, в котором, по сути, женщин учили, как вести небольшой бизнес и как нести миссию правильного питания и гигиены. У нас в проекте 60 000 таких женщин по всей Индии.

Дело не только в продаже мыла, дело в том, чтобы быть уверенными, что в процессе его продажи можно менять человеческие жизни. Маленькие действия, большие перемены.

Наши исследователи и разработчики работают не только на обеспечение фантастическими моющими средствами, но и чтобы гарантировать, чтобы мы тратили меньше воды. Недавно мы запустили продукт One Rinse [одно ополаскивание], позволяющий экономить воду при каждой стирке. Если нам удастся перевести всех наших потребителей на него, это сэкономит 500 млрд литров воды. Кстати, это эквивалентно месячной норме воды для целого огромного континента. Только подумайте об этом. Есть маленькие действия, способные привнести большие перемены.

Я могу продолжать и продолжать. Наша сеть продуктов питания, наши гениальные продукты — простите, что называю спонсоров, — Knorr, Hellman’s  и все эти восхитительные продукты. Мы дали обязательство убедиться, что все наше сельскохозяйственное сырье произведено из пополняемых источников, 100%-но пополняемых источников.

Мы были первыми, кто сказал, что будет покупать все пальмовое масло из пополняемых источников. Не знаю, сколько из вас знает, что пальмовое масло, приобретенное не из пополняемого источника, может вызвать вымирание лесов, ответственных за 20% парниковых газов мира. Мы первые, кто осознал это, и все потому, что мы продаем мыло и глицерин. Что я хочу сказать: компании вроде вашей, компании вроде моей должны определять цель, осознавать свою ответственность и понимать, что мы должны сыграть свою роль в сообществах, в которых мы работаем.

Мы представили План устойчивого развития и повышения качества жизни, который гласит: «Наша цель — сделать устойчивое развитие общепринятым, и мы намерены изменить жизни одного миллиарда человек к 2020 году». Сейчас мы задаемся вопросом: куда мы движемся? А ответ на него весьма прост: нам не изменить мир в одиночку. Много вас, много нас, кто это понимает. Дело в том, что нам нужны партнерства, нужны коалиции, а главное, нужно такое лидерство, которое позволит нам начать сейчас и осуществить перемены, какие мы хотим видеть вокруг нас.

Перевод: Алина Силуянова
Редактор: Мио Аунг

Источник

Свежие материалы