€ 99.78
$ 92.63
Крис Андерсон: «Длинный хвост» технологий

Лекции

Крис Андерсон: «Длинный хвост» технологий

Крис Андерсон, редактор журнала WIRED, исследует четыре основные стадии развития любой конкурентоспособной технологии: правильное ценообразование, борьба за долю на рынке, вытеснение устаревшей технологии и, наконец, повсеместное распространение

БудущееЭкономика

Сегодня я буду говорить о трендах в технологиях. Многие из вас ими интересуются, и мы, по известным причинам, тоже. Так как мы выпускаем журнал о технике, мы исследуем тренды и пишем о них. Но так живет любой ежемесячный журнал — заглядывает в будущее. Будущее нашего журнала заметно отдалено. Мы должны планировать издания на много месяцев вперед и угадывать, что придется читателям по вкусу через 6-9 месяцев.

Итак, мы прогнозируем. Как многие компании, мы создаем продукт, основанный на технологических трендах. Он состоит из идей и информации, и, если повезет, — развлекает читателя. Концепция примерно похожа. Мы должны понять не только, почему технология важна и в каком направлении она развивается, но и, что очень важно, когда она станет актуальной. Нужно поймать этот момент. Достаточно вспомнить прогнозы об электронной коммерции во время ее пика в 1990-е, или об интернет трафике, широкополосном доступе, или интернет рекламе. Все сбылось, но в другое время, всего несколько лет спустя. Но на фондовом рынке разница в несколько лет критична, поэтому наша основная задача — это выбрать правильный момент.

Вы могли видеть подобное раньше. Это классическая кривая Гартнера Хайпа. Она показывает цикл жизни технологии. Забавы ради нанесем на нее несколько технологий и посмотрим, где они впервые достигли своего пика, или где обрушились в пучину разрушения иллюзий или же снова поднялись вверх по кривой просвещения. Это один из методов технологического прогнозирования: понять, где технология находится сейчас и предвидеть ближайший поворот. Обычно мы анализируем технологию, которую считаем значимой. И чаще всего мы делаем это дважды. Сначала мы хотим быть первыми. Ради гиков, которые это оценят, мы стараемся держать руку на пульсе технологий. В 1997 году мы поместили на обложку Linux. И позже он вернулся. Масштабные инновации обычно становятся основным трендом и производят настоящую сенсацию. И приходит время обозревать их снова.

Прошлый год. Это один из способов выбора времени для обзора трендов. Я хотел бы рассказать о подходе, который я называю «Большая универсальная теория предсказаний», хотя она не такая уж и большая. В ее основе лежит предположение или скорее наблюдение, что все важные технологии проходят через 4 стадии: одну, как минимум, а иногда и все 4. На каждой стадии возникает некое противоречие, столкновение каких-либо интересов. Например, критическая ценовая точка, которая меняет технологию и ее воздействие на мир. Это точка перегиба. А вот эти точки перегиба показывают, какой будет следующая стадия жизни технологии и есть ли у вас возможность что-то с этим сделать.

Для начала критическая цена. Первая стадия на пути технологии — это падение цены ниже критического уровня. Когда она достигает своей критической цены, то уровень массы может превышать критический, пересекать черту. В этой точке одна технология часто замещает другую, и это еще один важный момент. В конце концов многие технологии переходят в категорию рядовых продуктов. Они почти бесплатны к концу своего жизненного цикла. Каждый из этих этапов — это возможность принять какие-то меры, возможность изменить технологию. Даже если вы пропустили первый пик беспроводного интернета, он достиг критической цены и массы, но еще не дошел до стадии перемещения и до стадии снижения цены. Но это еще может произойти. Покажу, что я имею в виду на примере истории DVD — технологии, прошедшей все стадии. DVD впервые появились в середине 1990-х и стоили дорого, но уже к 1998 году подешевели до $400, что уже было приемлемым для большинства покупателей. И DVD стали покупать. Также можно увидеть, что проигрыватели стали набирать популярность — скрытая точка перегиба. Год спустя DVD достигли критической массы. В этом случае, 20% — хорошее приближение критической массы среди домохозяйств. Интересно, что вместе с ними стала расти популярность домашних кинотеатров. У вас появляется DVD, цифровое видео хорошего качества. Появляется смысл приобрести широкоэкранный телевизор и звуковую систему со звуком Dolby 5.1. Возможно, вы также захотите соединить их и перевести остальные развлечения в дом. Любопытно: Netflix также был основан в 1999. Рид Гастингс выбрал правильный момент, и обратил его в свою пользу. Следующей фазой стало вытеснение. Здесь видно, что в 2001 году объемы продаж DVD превзошли VCR. Смотрите, продажи DVD по всему миру действительно возросли. Netflix оказалась права. Их бизнес-модель заработала на DVD, как не смогли бы сделать видеопрокаты. Один из многочисленных плюсов DVD — это его небольшой размер: вы можете отправить его по почте дешево. Это было преимуществом, подразумевавшим подъем технологии, который не все могли оценить. И вот, наконец, DVD приближаются к стадии снижения цены. Малоизвестная китайская компания Apex несколько раз за прошлый год выходила на первое место по продажам DVD в США. Их средняя цена была $48. Вы знаете о панике на рекламной акции WalMart по продаже DVD за $30. Они сильно дешевеют, и интересно, что по мере этого сильные бренды вроде Sony теряют рыночную долю, а новички вроде Apex забирают ее. Продукт становится массовым, и вот что происходит, когда цена падает. Это жестокий рынок. Вот так пример DVD демонстрирует 4 подхода к технологии, 4 стадии ее жизненного цикла.

Теперь я хочу поговорить о других технологиях на рынке, о тех, которые мы обозреваем — и я использую эту линзу, чтобы показать вам, где находится каждая технология на пути своего развития. Эти технологии не входят в десятку самых популярных, они всего лишь служат примером технологии на каждом из этапов своего развития. Хотя то, как они приближаются к этим пересечениям, определенно стоит внимания. Начнем с генетического секвенирования. Как вы, возможно, знаете, стоимость генетического секвенирования падает практически по закону Мура, в основном потому, что там используются компьютерные технологии. Теперь это возможно — будет возможно, и если Крейг Вентер в самом деле присоединится к нам сегодня, он сможет рассказать вам кое-что об этом — к концу года секвенировать геном человека за $40 млн. Всего пару лет назад это бы стоило несколько миллиардов. Мы приближаемся к тому, что человек сможет создавать новые формы жизни. В то же время мы открываем все больше и больше генов. Каждый из этих генов можно анализировать все глубже и глубже. Настанет такой день, когда можно будет сделать сотни тысяч тестов, причем очень дешево. Вы можете изучать свою собственную мозаику.

А вот другая технология, цена которой почти опустилась до критического уровня. Компания WHO провела потрясающее исследование, показавшее влияние непатентованных лекарств на составляющие антиретровирусных препаратов и их сочетаемость. В январе 2000 года стоимость составляла $10 тысяч или $27 в день. Появились непатентованные лекарства, сначала в Бразилии, потом везде, что кардинально повлияло на цены. На сегодняшний день цена составляет менее $0,5 в день. Любопытно, что, учитывая гибкую ценовую политику, мы посмотрим на связь между этими двумя линиями и увидим, что по мере снижения цены лечить можно намного больше людей. В свою очередь, Фонд Клинтона и ВОЗ считают, что к 2005 году они смогут обеспечить лекарствами 3 млн человек по всему миру — в том числе 2 млн в Африке к югу от Сахары. Снижение цен способствует этому.

Еще один хороший пример — это Linux. Переходим к критической массе. Вот новые технологии, которые почти достигли критической массы. Посмотрите, Linux обозначен красным цветом и достиг значения в 20%. Перед этим он пересекся с другой линией, но это пересечение нам не нужно. Более важно вот это пересечение с синей линией. Но посмотрите, в каком направлении двигаются эти линии, вы увидите, что при значении 20% игнорировать это невозможно. Это уже не только для гиков. Похоже, именно эта навязчивая мысль заставляет людей в Редмонде просыпаться посреди ночи.

Еще одна технология — это автомобили с гибридным приводом. Не знаю, видел ли кто-нибудь из вас Prius 2004, но они потрясающие. Посмотрите на эти тенденции, к 2008 году — не думаю, что это очень рискованный прогноз — они будут составлять 2% продаж автомобилей. 2% это, конечно, не 20%, но для автоиндустрии, которая довольно медленно развивается, разница огромна. Это настоящий прорыв. При 2% продаж эти машины можно будет увидеть на каждой улице. И что самое интересное в нарастающей популярности гибридных автомобилей, это внедрение электродвигателей в производство автомобилей. Это первое фундаментальное изменение автомобильных технологий за 100 лет. Электродвигатели открывают множество перспектив: можно изменять устройство автомобиля каким угодно образом. Можно использовать рекуперативные тормоза, электронное управление, возможна замена корпуса — изменения начинаются с малого, но могут открыть новую эпоху в автомобильной индустрии.

Думаю, вы слышали об IP-телефонии. Опять же, она появилась как будто из ниоткуда, сейчас ее все еще сложно использовать. Основатели компании Kazaa открыли компанию Skype. Посмотрите на эти цифры. Программу выпустили в августе прошлого года, на данный момент уже зарегистрировано 4 млн пользователей — это критическая масса. То же самое происходит с карьерой людей, занятых в этой сфере. Вы видите, что протокол IP объединяют с некоторыми традиционными стандартами телефонной связи. Это переломный момент — Малкольм, если ты здесь, прости меня — и это изменит экономику, скорость развития, и сферы влияния в этой индустрии. Выглядеть это будет примерно таким образом.

И, наконец, бесплатность. Это очень, очень интересное явление. Бесплатность — это следствие исчезновения затрат на копирование. Это и следствие протокола IP, ведь он весьма эффективен. Это и следствие распространения оптоволокна, так как у него высокая пропускная способность. Бесплатность — это подарок от Кремниевой долины остальному миру. Это экономический и технологический фактор, это еще и дефляционный фактор, если не принимать никаких мер. Это изобилие по сравнению с дефицитом. Бесплатность — самая любопытная вещь. Здесь вы можете видеть количество песен, которое может вместить жесткий диск. Здесь также мог бы быть фильм но, собственно, уже в 2008 году все когда-либо написанные песни можно было разместить на жестком диске за $400. Физического носителя у песен больше нет. И вы видели цифры. Музыкальная индустрия терпит крах прямо у нас на глазах, и Голливуд также обеспокоен. Они столкнулись с такой силой, с которой никогда ранее не сталкивались. Они принимают драконовские меры, чтобы выйти из этой ситуации, хотя нет никаких гарантий, что это им поможет.

И наконец, я покажу вам пример бесплатности — возможно, наиболее впечатляющий из всех. Я упомянул оптоволоконный кабель — его широкое распространение влияет на уровень цен. Вот стоимость минуты исходящего звонка в Индию. Интересно, что еще в 1990 году она составляла больше $2 за минуту разговора. Телефонная сеть Индии была и остается достаточно зарегулированной. Как и у нас. Она на удивление медленно развивалась, но при повсеместном распространении оптического волокна этого нельзя было избежать. Посмотрите, как быстро упали цены. В основном 7 центов за минуту. Следствиями дешевых или бесплатных звонков в Индию стали недовольные программисты и отрасль аутсорсинга. Это, возможно, один из самых больших прорывов в глобализации, имеющий самое большое влияние на экономику, который мы видим сегодня. Влияние Индии, Китая, любой другой страны, которая может выйти на наш рынок и работать с нашими компаниями — так как связь бесплатна — только начинает ощущаться. И я думаю, что это один из самых значимых трендов в технологиях, который мы имеем в настоящее время.

Перевод: Светлана Бадалян
Редактор: Нелли Манучарян

Источник

Свежие материалы