Дэниел Гоулман – знаменитый психолог и специалист по организациям, автор концепции «эмоционального интеллекта» и нескольких книг на эту тему.
Я знаю одну женщину, которая на работе выглядит эмоционально-реактивной, несостоятельной и зависимой. Все говорят: «Ну, такой уж у нее характер».
Но затем, когда она в составе туристической группы осматривала лабиринты Европы, ее подруга с работы, которая тоже поехала в тур, была немного шокирована: женщина казалась совсем иной. Она проявляла инициативу, осматривала необычные города совершенно самостоятельно, была эмоционально стабильна, с ней было весело.
Все мы действительно становимся разными людьми в разных ситуациях, в разных группах, в зависимости от времени и в разные фазы нашей жизни. Старая модель личности, предполагающая, что у каждого из нас есть фиксированные на всю жизнь черты характера, не учитывает, насколько гибким может быть наше поведение.
Долгое время людей раскладывали по полочкам, втискивали в рабочие места, нанимали и подбирали для них «правильную» работу, опираясь именно на черты характера.
Но сегодня нейронаука говорит нам, что наши мозги пластичны: они могут меняться при соответствующем жизненном опыте, и они гораздо более эластичны, чем это подразумевает идея характеристик личности и черт характера.
Есть новая концепция – «модальности» или «режимы», – которая позволяет понять, как и почему мы в разные моменты становимся разными людьми. Модальность управляет всем нашим образом бытия: как мы воспринимаем и интерпретируем мир, как мы реагируем – наши мысли, чувства, действия и взаимодействия.
К примеру, есть модальность избегания, при которой мы стремимся дистанцироваться от эмоций и людей; тревожная модальность, при которой мы чрезмерно беспокоимся об отношениях с другими людьми; и безопасная модальность, при которой мы способны спокойно воспринимать эмоции, чувствовать уверенность в себе, идти на разумные риски и сосредоточиваться на деле в таких формах, которые помогают нам проявить себя с лучшей стороны.
Рассуждения о модальностях, а не о типах личности производят освободительный эффект: ведь модальности приходят и уходят, сменяют друг друга. Мы можем выяснить, что запускает в нас ту или иную модальность, что делает пораженческие настроения столь прилипчивыми и что может помочь нам разжать их хватку и войти в нужную модальность, дающую отличный результат.
Когда мы видим кого-то (или себя) сквозь призму таких ярлыков, как «депрессия» или «интроверсия», это может оказывать неощутимое негативное влияние, наталкивая на мысль о постоянстве этих особенностей личности, тогда как идея модальности это постоянство отвергает. Эта идея подталкивает к размышлениям о том, что мы можем сделать, чтобы высвободиться из-под гнета наших неблагополучных модальностей, и как развить в себе более широкий набор эмоциональных возможностей.