Дэниел Гоулман – знаменитый психолог и специалист по организациям, автор концепции «эмоционального интеллекта» и нескольких книг на эту тему.
Консультанты рассказывают, что проблема номер один на работе – это внимание. Люди постоянно отвлекаются. Мы находимся в состоянии, называемом «непрерывное частичное внимание»: даже на совещаниях тело сидит в комнате, а разум блуждает где-то еще. Бесчисленные гаджеты постоянно гудят и тренькают, требуя нашего внимания и посылая нам новую информацию: СМС, звонки, электронные сообщения и напоминания.
То, что люди не в полной мере присутствуют на работе, большая проблема, потому что самое эффективное взаимодействие случается, когда два человека сосредоточены друг на друге. Вот тогда устанавливается контакт, вот тогда начинается алхимия. Вот тогда вы добьетесь действительно значимой коммуникации и взаимного понимания. Если ваше внимание привлечено к чему-то еще, значит, вы не здесь, не с тем человеком, который с вами разговаривает.
Недостаток внимания бьет и по вашим результатам на работе. Ваша способность выполнять самостоятельную работу прямо связана с тем, насколько хорошо вы концентрируетесь и сосредоточиваетесь. Если вы постоянно отвлекаетесь, вы попросту не сможете сделать работу или, по крайней мере, сделать ее хорошо.
Вот поэтому одна из самых важных вещей, которым сегодня надо научиться на работе – это сосредоточиваться. Есть медитационные техники, которые помогают укрепить внимание и повысить свою вдумчивость.
Я обнаружил, что если выполнять такие упражнения, например, по 10 минут перед тем, как отправиться на работу, ваш мозг начнет меняться. Вы повысите способность концентрироваться на много часов вперед. Если вы найдете возможность практиковаться в укреплении внимания каждый день, вы нарастите свои умственные мускулы – это все равно что ходить в спортзал и качаться.
Вот упражнение из числа тех, что помогают концентрироваться. Это отличное введение в тренировку внимательности.
— Сядьте прямо, закройте глаза и обратите внимание на свое дыхание.
— Не пытайтесь контролировать дыхание; пусть все идет естественно и легко, но вы должны чувствовать, как это происходит.
— Заметьте, когда вы полностью вдыхаете и полностью выдыхаете.
— Попробуйте ощутить воздух, проходящий через ноздри, или сокращения и расширения живота.
— Когда вы заметите, что отвлеклись, просто начните заново со следующим вдохом.
— Настройтесь на любое из ваших ощущений тем способом, каким вам удобно. Ощущайте дыхание. Просто старайтесь, чтобы ваше внимание было приковано к нему.
— Продолжайте вдыхать и выдыхать.
— Когда мозг начнет отвлекаться, просто верните его к процессу дыхания.
— Следите за полными вдохами и выдохами. Следуйте за дыханием. Пусть это будет якорь, за который цепляется ваше внимание.
— Попробуйте это самостоятельно в течение нескольких минут.
Это и очень легко, и в каких-то отношениях очень сложно, потому что мозг так и норовит увильнуть. Базовая техника внимательности – это умение приковать свое внимание, удержать его где-то, заметить, когда мозг начнет отвлекаться (потому что это непременно случится), вернуть его назад и начать все сначала. И оказывается, что если вы сможете повторять это регулярно, то чем больше вы сможете следить за своим дыханием, тем больше расслабляется ваше тело. Это побочный эффект состояния полного внимания, когда вы забываете обо всех тех тревогах, что все время заставляют нас дергаться и отвлекаться.
Оригинал поста — danielgoleman.info/mindfulness-an-antidote-for-workplace-add/