Большинство людей осознает, что мозг контролирует слова, которые вы используете. Человек, который мыслит ясно и точно, стремится использовать в общении ясные и точные слова. А растерянный, нечетко мыслящий человек, как правило, общается при помощи неточных и сбивающих с толку слов.
Чего большинство людей не осознает, так это того, что слова, которые вы слышите, также диктуют вашему мозгу, как думать.
Это называется «нейропластичность». Мозг постоянно работает над собой и перестраивает свои нервные связи, реагируя на то, что происходит вокруг вас, включая слова, которые вы обычно слышите (и используете).
Ваш мозг использует слова, чтобы идентифицировать, классифицировать и расставлять приоритеты в ваших мыслях и эмоциях, создавая контекст и выстраивая их в содержательные предложения.
Например, в исследовании, опубликованном в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, изучили мозг людей, повторявших положительные утверждения. Исследование показало, что:
«Участники, которые получали такое положительное подкрепление, показали повышенную активность в ключевых областях саморегуляции мозга (медиальная префронтальная кора + кора задней части поясной извилины) и оценки (вентральный стриатум + вентральная медиальная префронтальная кора)».
Другими словами, когда вы слышите и используете позитивные слова, изменяются ваши мысли и в конечном счете ваше поведение.
Другой пример нейропластичности можно увидеть в обществе в целом, где большой процент людей ежедневно слышит про теории заговора, ложные рассуждения и «альтернативные факты». Регулярное прослушивание такого материала (и повторение его в разговорах) создает такие нервные связи и мыслительные привычки, из-за которых становится сложно, а иногда и невозможно мыслить логически и ясно. Такие люди глухи к фактам.
Это относится и к миру бизнеса, когда люди используют большое количество корпоративой лексики.
Каждый, кто занимался бизнесом в течение хоть какого-то времени, знает, что количество бизнес-жаргона в презентации или документе обратно пропорционально интеллекту его автора. (Архетипический пример — это роговолосый шеф Дилберта из знаменитого комикса.)
Но вот в чем проблема: чем больше вы подвергаетесь воздействию корпоративного сленга, тем больше он начинает влиять на ваши мысли — из-за нейропластичности. Иначе говоря, в реальном мире Дилберт в конце концов перенял бы весь словарный запас и мыслительные процессы своего босса.
Я видел, как такое происходит.
Например, я видел, как умные люди после работы с консультантами по управлению начинали верить, что такие бесформенные понятия, как «подрывные инновации», «бизнес-экосистема» и «культура сотрудничества», имеют объективную ценность.
Эта терминология неясна до такой степени, что становится бессмысленной. К сожалению, когда люди ежедневно слышат ее, их мозг, вероятно, теряет врожденную способность немедленно идентифицировать очевидный бред.
Вот еще один пример. Как я уже объяснял ранее, руководители, которые последовательно используют милитаристские аналогии (например, «бизнес — это война») находят паршивых деловых партнеров и ненадежных посредников, потому что они всегда должны «побеждать».
Если вы работаете в организации, где этот тип военных разговоров широко распространен, ваш мозг в конце концов начнет рассматривать каждую проблему, исходя из того, что ему нужно победить врага. Корпоративный сленг медленно закрывает для вас альтернативные подходы. Он делает вас глупыми в прямом смысле этого слова.
Обратное также верно, кстати. Работа в компании, где новые идеи выражают воодушевленно и точно, обостряет ваше мышление. Вот почему умные люди любят стартапы, где нет корпоративного сленга. Этот опыт буквально делает их умнее.
Итак, вы можете спросить: что, если я работаю в организации, в которой принято общаться на корпоративном сленге? Работа здесь делает меня глупым?
Ну да.
Поэтому, если вы находитесь в такой ситуации и подумываете о том, чтобы открыть собственную компанию когда-нибудь в будущем, вам, пожалуй, стоит сделать это поскорее, пока ваш мозг не превратится в корпоративную кашу.
Я не шучу.
Стартапы, основанные людьми, которые десятилетиями работали в больших компаниях, обречены на провал. Я знаком с фирмами, как правило, самофинансируемыми, где основатель, ранее работавший в корпорации, может легко болтать о бизнесе, но не может четко сформулировать пожелания клиента. Такие фирмы долго не живут.