Site icon Идеономика – Умные о главном

TED Talks: как клуб богачей стал глобальным феноменом

Фото: TED

Сегодня на сайте TED больше двух тысяч видео, просмотренных восемь миллиардов раз. Но когда-то TED был всего лишь ежегодной конференцией для богатых умников. Начиная с февраля 1984 года в Монтерее, штат Калифорния, стали собираться 1000 человек, которые могли себе позволить заплатить $4000 (или даже больше), чтобы послушать 18-минутные лекции по технологиям, развлечениям и дизайну. (Technology, Entertainment, Design — TED, понимаете?) Затем, в 2006 году, TED начал размещать презентации на своем сайте, превратив эксклюзивную конференцию в вирусную фабрику мысли. Весной этого года пройдет уже 33-я конференция TED. А вот как TED Talks стали глобально значимым феноменом.

Кен Робинсон, писатель, один из первых спикеров TED: Тогда это была очень необычная конференция, больше похожая на клуб. Вокруг ораторов была какая-то таинственность. На большинстве конференций люди обычно то и дело поглядывают на часы в ожидании следующего кофе-брейка. В TED люди отчаянно стремились попасть на следующую сессию. Они всячески пытались достать лучшие места.

Келли Стоетцель, директор по контенту TED: Приглашать докладчиков прийти на конференцию TED, когда еще не было видео, было сродни работе по продажам: «Выделите пять дней вашей жизни, чтобы приехать и выступить. Это будет закрытая комната и тысяча человек. Но я обещаю, что вам понравится».

Крис Андерсон, президент TED: Мы с самого начала считали, что в этой комнате происходит что-то особенное. Вопрос был в том, как дать возможность этой магии раскрыться. Сначала мы думали, что лучший способ сделать это — телевидение. Но потом выяснилось, что на телевидении это никому не интересно.

Джун Коэн, бывший исполнительный продюсер TED: На BBC мне сказали, что это слишком интеллектуально. Когда вы слышите такое от BBC, куда вы еще пойдете?

Джейсон Уишноу, бывший режиссер видео TED: Я не думал, что кто-то будет торопиться домой в четверг вечером, чтобы в 8 часов посмотреть по телевизору заумную академическую лекцию. Поэтому вместо того, чтобы продвигать TED на телевидение, мой первый разговор с Крисом и Джун был о том, как вывести TED в интернет.

Дэвид Пог, технический обозреватель в Yahoo Finance и один из первых спикеров TED: Я считал это скорее экспериментальным проектом, предпринятым, чтобы потешить тщеславие, а не чем-то, что действительно может изменить мир. Конечно, тогда было некоторое количество людей с достаточно быстрым интернетом, позволяющим смотреть видео. Но это было далеко не все.

Крис Андерсон: Это было рискованно. Люди платили много денег, чтобы приехать в TED, а тут предлагалось отдать все это просто так… Но в 2005 году люди вроде Клея Ширки рассказали о о том, как сеть облегчает сотрудничество, так что мы решили рискнуть.

Джун Коэн: Мы решили выпустить шесть видеороликов, охватывающих всю широту нашего контента: Кен Робинсон, Дэвид Пог, Эл Гор, Ханс Рослинг, Майора Картер и Тони Роббинс. Нам хотелось, чтобы спикеры были похожими на рок-звезд, и мы придумали, наверное, сотню технических решений, чтобы сделать это.

Джейсон Уишноу: Ключевым моментом для меня было: как создать ощущение, что у того, кто смотрит видео дома, — лучшее место на конференции? Как мы можем привлечь зрителя через освещение или ракурс? Поэтому первое, что я сделал — это удвоил количество камер в комнате.

Джун Коэн: Есть незримая грамматика того, как мы снимаем выступления. Если спикер делает акцент на чем-то и двигает руку влево, мы делаем кадр, который соответствует этому движению. Если они говорят о чем-то интимном, мы подходим ближе. Если они широко размахивают руками, мы отступаем.

Крис Андерсон: Мы думали, что успехом будет, если, я не знаю, 10 000 человек просмотрят выступления. Мы получили 10 000 или около того прямо в первый день, в июне 2006 года, и на следующий день просмотров было больше, чем в первый, а на третий больше, чем на второй. Это люди пересылали ссылки друзьям.

Джун Коэн: Большим сюрпризом стала такая популярность Кена Робинсона и Ганса Рослинга. Их выступления стали двумя нашими самыми популярными лекциями за все время.

Кен Робинсон: Меня всегда удивляет эта фраза — «самая просматриваемая лекция TED всех времен». И это только последние 10 лет! Это едва ли не самое читаемое послание после Свитков Мертвого моря. На данный момент у лекции вроде бы чуть более 43 миллионов просмотров.

Джейсон Уишноу: Через несколько недель после того, как эти видео были опубликованы, Крис сказал: «Я переосмыслил наш бизнес-план. Теперь мы — медиа-платформа».

Крис Андерсон: Это было самое серьезное решение, которое мы приняли — инвестировать много денег в строительство нового сайта с единственной целью: бесплатно раздать все лекции. Мы понимали, что это может расстроить нашу аудиторию и затруднить проведение конференций, но мы просто сказали, что теперь будет так. Вот тебе, мир: держи. И это решение имело огромные последствия для нас, потому что мы стали одержимы этой идеей радикальной открытости, идеей отдавать все бесплатно. Это привело к тому, что через несколько лет мы отдали даже сам бренд TED — в форме конференций TEDx.

Кен Робинсон: Даже когда они отдали бренд, когда появились TEDx, еще больше людей захотели пойти на конференции, и все больше людей хотят посмотреть видео. Забавно: в моей лекции я упоминаю, что пишу книгу под названием «Прозрение» (Epiphany). Но примерно через три месяца после того, как вышла лекция, мы решили сменить название на «Элемент» (The Element). Мое выступление совершило чудеса для книг под названием «Прозрение», но никак не повлияло на мою книгу. 

Самые популярные лекции TED:

Кен Робинсон, педагог: «Подавляют ли школы творчество» (44 миллиона просмотров)

Эми Кадди, психолог: «Язык тела формирует вашу личность» (39,6 миллионов просмотров)

Саймон Синек, мотивационный оратор: «Как выдающиеся лидеры вдохновляют на действие» (31,1 миллион просмотров). 

Брене Браун, исследователь: «Сила уязвимости» (28,7 миллионов просмотров). 

Мэри Роуч, писатель: «10 фактов об оргазме, которые вы не знаете» (21,4 миллион просмотров).

Оригинал

Exit mobile version